TwitterFacebookPinterestGoogle+

Можно ли фотографировать имущество частного лица?

Следует понимать, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 

Согласно действующему Федеральному закону № 152-ФЗ «О персональных данных», персональными данными являются любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

 

Также действующим Федеральным законом № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» четко определено понятие информации как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их предоставления, а конфиденциальность информации определяется как обязательное требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя (статья 2 ФЗ № 149-ФЗ), то есть частного лица.

 

Следует отметить, что Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (с изменениями от 23 сентября 2005 г.) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях, носят конфиденциальный характер.

 

Наиболее уязвимой с точки зрения конфиденциальности информации представляется сфера оперативно-розыскной деятельности, которой в настоящее время занимается значительное количество специальных служб, а способы их деятельности сами по себе предполагают конспиративный, негласный, тайный характер, включая сбор информации о частной жизни граждан РФ. Практика и ряд исследований отмечают при этом недопустимую неопределенность и размытость правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, отсутствие законной процедуры, неадекватно широкое усмотрение спецслужб в определении своих полномочий, неэффективность контроля и судебной защиты от возможного произвола, что существенно снижает уровень гарантий неприкосновенности частной жизни.

 

Могут возникнуть вопросы, касающиеся части 4 статьи 29 Конституции РФ, которой разрешается свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Однако речь в статье идет о государственных и общественных деятелях, известных личностях и популярных персонах, представляющих общественный интерес. Судебная практика, в том числе практика Европейского Суда по правам человека, признает, что личная жизнь таких лиц должна быть более открыта для публики, однако поиск пределов этой открытости и баланса интересов представляется пока незаконченным.

 

А вот по смыслу части 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации, сбор, хранениние, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. И если, например, какое-либо лицо желает произвести фото-, видеофиксацию какого-нибудь объекта на фоне чужого имущества и не получит согласия у собственника, допустим, автомобиля и сделает фотографии, то это будет являться нарушением прав и свобод собственника транспортного средства, поскольку по фотографии автомобиля может быть в дальнейшем установлена личность автовладельца (его персональные данные).

 

Таким образом, собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица можно только с его согласия, т.к. по зафиксированным сведениям на носителе информации (фото-, видеофиксация и др.) вполне возможно идентифицировать личность человека (его персональные данные).

 

Согласие же может быть выражено как в устной форме, так и в письменном виде. Если собственник имущества не препятствует, например, фото-, видеофиксации и не обратился в суд, то он дал устное согласие. Если же владелец выражает протест (в любой форме) в отношении хранения, использования и распространения, например, изображения его собственности, носящей сведения конфиденциального характера, то фото-, видеофиксация является противозаконной и ее следует прекратить.

 

Также собственник имущества может затребовать удаление, например, фото-, видеоматериалов, на которых зафиксирована его собственность, по которой можно идентифицировать его личность (его персональные данные) для устранения нарушения его конституционных прав и свобод (статья 24 КРФ, статьи 150, 152, 152.1 ГК РФ), и в целях защиты неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, чести и достоинства его доброго имени (статья 23 КРФ), путем обращения в суд.

 

И если частное лицо докажет, что на носителе информации зафиксирован объект его собственности, с помощью которого можно установить его личность (персональные данные) и при этом он своего согласия на фиксацию объекта не давал, то лицо, производившее, например, фото-, видеофиксацию, может быть привлечено к следующим видам ответственности:

  • гражданско-правовой (статья 151 ГК РФ),
  • административной (статья 13.11 КоАП РФ),
  • уголовной (статья 137 УК РФ).

Если распространенные сведения о частной жизни лица соответствовали действительности, то лицо, чьи конституционные права были нарушены, имеет полное право на возмещение морального вреда. Распространением же является передача информации третьим лицам любыми доступными способами.

 

Прямое указание на возложение обязанности компенсировать моральный вред, причиненный распространением персональных данных о частной жизни лица без его согласия, дается в пункте 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».

 

Исключение составляют случаи, когда средством массовой информации была распространена информация о частной жизни лица в целях защиты общественных интересов на основании пункта 5 статьи 49 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в совокупности со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 

Добавить комментарий