TwitterFacebookPinterestGoogle+

Зимний календарь

Узреть мир вокруг нас — один из наисильнейших мотивов путешествия. Узреть и узнать. И верные ассистенты в этом науки: краеведение, ботаника, география, метеорология. Ну, а практический опыт людей, веками живших в неизменном общении с природой?! Пользуясь им можно научиться вниматель­ному и умному взору на мир, медленному суждению, меткости наблюдений, образности выражения мысли. Смена времен года, периодичность явлений природы, ход перемен запечатлены в народном фольклоре, пословицах, поговорках, приметах и поверьях. Зимой в походе понадобятся сведения о становлении снегового покрова, льда на реках и озерах, приметы стужи, метелей, оттепелей. А может статься возвращение к корням, возвратит многим утраченное чувство единства человека и окружаю­щего его мира. Итак, народный ежедневник — зимний календарь, месяцеслов.

25 сентября. Сергиев денек. На Сергия начинается, а с Матре­ны зимней (9 ноября) устанавливается зима. Если выпадет снег на Сергиев денек, то зима установится на Михайлов денек (8 ноября).

НОЯБРЬ. Слово: ноябрь, либо ноемврий — не российское; оно из Византин. Наши славянские праотцы называли его: грудень. Их соседи: листопад, студеный, подзимный, листогной, гнилец. В старенькой российской жизни ноябрь был девятым месяцем, с XV века считали третьим. С 1700 года он считается одиннадцатым.

1. Начинаются морозы. Поселяне Тульской губернии сохранили о их свое наблюдение в поговорке: Козьма и Дамиан с гвоздем.

Михайлов денек. Молвят различное: с Михайлова денька зима не стоит. — Со денька Миши Архангела зима кует морозы.

Или с Матрены зимней зима встает на ноги и морозы прилетают от стальных гор.

10. Или денек начинается огромным туманом и ожидают оттепели. Если на деревьях появится иней, то ждут огромных снегов.

11. Со денька Феодора Студита прилетают зимние ветры, от которых бывает студено на дворе и морозно на земле.

12. Если выпадет снег, то оттепели продлятся до Введения (21 ноября).

15. Суеверные поселяне задумываются, что с этого денька все нечистые удирают с земли, опасаясь морозов и зимы.

21. Введенье. Приметы различны. Молвят: Введенье разламывает леденье. Либо: на Введенье толстое леденье. Введенье пришло — зиму привело.

Увидено, что введенские морозы зимы не ставят, оттепели, напротив, расстраивают зимний санный путь. Но все равно начинаются зимние торги.

24. Зимние гулянья на санях.

26. Юрьев осенний денек — время перехода фермеров от 1-го помещика к другому. Воспоминание о переходах совсем пропало, но в прошедшем веке сохранялся обычай при отъезде служить на сей день молебны об успехе в пути.

30. Вечерком выходят на реки, озера и колодцы прислушивать­ся к воде. Если вода стоит расслабленно, то это значит, что зима будет теплая, без метелей. Если вода гудет и стонет, то это предсказывает бури, огромные морозы и неудачи.

ДЕКАБРЬ. Слово: декабрь, либо декемврий — не российское; оно зашло к нашим отцам из Византии. Коренные славянские наименования этого месяца были другие. Наши праотцы называли его: студен. В старенькой российской жизни декабрь был десятым месяцем, а с XV века четвертым. С 1700 года его считают двенадцатым.

1. В 1-ый денек зимы на Руси начинали учить деток грамоте.

В Киеве есть примета, что на сей день устанавливается зимняя погода: на денек св. Варвары зима мосты мостит. Меж тем в Орловской губернии молвят: к Варварину деньку зима дорогу заварит.

В южных районах об этом деньке ведется издавна поговорка: на денек св. Саввы зима гвозди вострит. Молвят и так: на денек св. Саввы зима реки засалит.

Николин денек. Наблюдения поселян сохранены в пого­ворках: на денек св. Николая зима прогуливается с гвоздем. — Подошел бы Николин, а то будет зима на санках. — Если на Михайлов денек зима закует, то на Николу раскует. — Провезли зиму на санках до Николы, вот для тебя и оттепель. — Если зима до Николина денька снег заметает, дороге нестоять. — Хвали зиму после Николина денька…

12. Солоноворот: солнце поворачивает на лето, а зима на мороз. Вот отчего сей день именуют солоноворотом, поворотни-ком, поворотом. Солнце наряжается в торжественный сарафан и кокошник, садится в тележку и едет на теплые страны. Зима прогуливается с такого же денька в медвежьей шкуре, стучится по крышам и будит баб ночкой топить печи. Если зима прогуливается по полю, то за ней вереница­ми прогуливаются метели и требуют дела. Если по лесу, то сыплет из рукава иней. Если по реке идет, то под следом своим кует воду на три аршина. Существует поверье, что на солоновороты медведь вертится в берлоге с 1-го бока на другой, что солнышко на прощанье нагревает коровам бочок.

Старики замечают: с какой стороны подует ветер, с той стороны будет дуть он до вешнего равноденствия.

16. Если на сей день будет на деревьях иней, то святки будут теплыми. А стукнет с утра большой мороз — продлится до крещень я.

24. Канун Рождества. Коляда. В старину в замосковных селениях в санях возили Коляду— девушку, одетую, сверх платьица, в белоснежную рубаху. Но уже в прошедшем веке в колядовании участвовали только малыши: старая Коляда и все древние ритуалы совсем пропали.

С этого вечера наступают на Руси святки — радостное время для всех возрастов. Утро малыши проводят в славлении и виршева-нии. Прогуливаются с вертепом, рацеями и виршами по домам.

Гадания и переряживания. Существует общее поверье, что с этого вечера начинаются бесовские потехи: нечистые прилетают тогда на землю, колдуньи сдружаются с духами, летают на шабаш, скрадывают с неба месяц и звезды.

Наши поселяне на сей день лупят свиней и по печени и по селезенке судят о зиме: если селезенка будет ровненькая и гладкая к спине, то ждут зимы грозной; если она будет толще, то задумываются, что зима придет с холодами в конце; толстая печень посреди значит, что стужи начнутся с половины зимы, широкая сторона печени к брюху обещает морозы с перезимья.

Щедрый вечер. Наши соседи малоруссы прогуливаются по домам щедровать и поют щедровки — песни, в каких именуют владельца.

ЯНВАРЬ. Слово: январь, либо генварь, либо иануарий — не российское; оно зашло к нашим отцам из Византии, совместно с юлианским календарем. Коренные славянские наименования этого месяца были другие, и эта разность принадлежала каждому поколению. Наши праотцы называли его: просинец, летник, первник, зимец и прозимец. Соседи: сечень, ледень. Грамотные люди XI века писали: еноуар (по Остромирову евангелию), и будто бы для пояснения чужого слова добавляли: «рекомаго просинца». Все эти наименования книжные: люд запамятовал, как его праотцы называли до этого январь. Время скрыло от нас, каким месяцем числился просинец у наших отцов. В христианской жизни нашего  народа совершились  три  перемены:   1)  по старенькому русскому счету, когда год начинали с марта, январь был одиннадцатым месяцем; 2) когда год начинали с сентября, он был пятым; 3) с 1700 года он повсевременно считается первым.

1. Васильев денек. Особое времясчисление, когда святочные гадания во всем разгуле. В этот вечер, что бы по гаданию ни выпало, уж всегда так и случится.

2. Длятся святочные гадания. Старушки, известные на Руси под именованием бабушек-повитушек, справляют в сей день смывание лихоманок. Лихоманки выгоняются из ада морозом, отыскивают пристанища по теплым избам, где уже всегда есть люди виновные. А лихоманки только и знают, что находить людей виновных; а если уже и сыщут виновного, то смогут и потрясть, и познобить…

Последние святочные гадания. Чертополох. С незапа­мятных времен ведется поверье, что если кто желает быть цел в дороге, то тот запасайся для этого вощанками, в каких был чертополох. Промышляют вощанками старушки-переходницы, исходившие все пути-дороги и дорожки от Москвы-реки до Иордана.

Крещенский вечер. Звезды. Колыхание воды в полночь» Крещенский снег. Снег — величавое дело для всей российской земли: он на все подходящ русскому человеку. Молвят, что снег, собранный в крещенский вечер, может сохранить в колодцах воду весь год. Стоит только с поля принесть снега, опустить его в колодезь, тогда и от него будет спорина и подспорье во весь год, хотя бы во все лето не было ни одной капли дождика. Этим снегом лечат недуги — онемение в ногах, головокружение, судороги.

6. Водокрещи. Крещенские морозы. Богоявление. Водокрещи — слово старенькое. Этим словом поселяне Столичной, Тульской, Орловской и Киевской губерний выражают время и праздничек, когда совершается на реках св. водосвящение.

Крещенские морозы, известные собственной беспощадностью, по преданию поселян, предсказывают плодородие. Киевляне, говоря о сих морозах, добавляют: трещи не трещи, а минули водокрещи.

Старики примечают, что если в сей день будет метель, то тоже самое будет и на масленице, если снег хлопьями — к урожаю, ясный денек к неурожаю. Туман — хлеба много. Денек теплый — хлеб черный (т. е. густой).

16. Денек Петра-полукорма. Поселяне задумываются, что от этого денька ровно остается половина зимнего корма. Лишний остаток предсказывает плодородие.

18. Афанасьевские морозы. На денек Афанасия ломоноса всегда бывают сильные морозы. Обозники и ямщики, отправляю­щиеся из степных мест в Москву, чато подвергаются обморажива­нию лица. Другие, смотря на их, молвят: на Афанасия сберегай нос.

Знахари говорят, что лишь на Афанасия можно изгонять ведьм. Как будто в эти деньки колдуньи летают на шабаш и там теряют память от лишнего веселья.

20. Если в сей день метель, то вся масленица будет замечательная- помело метлой на масленицу; приедет ос удары н я Масленица метельная. Если же в полдень ясное солнце, то примечают, что весна будет ранешняя.

22. Денек св. Тимофея. Полузимники. Сильные морозы, бываемые в сей день, получили заглавие тимофеевских: пожди тимофеевских морозов! — Каковой на дворе мороз-от! слышь, тимофеевский . На сей день ровно приходится половина зимы: вот и пришли полузимники. — Ползимы стане на Тимофея полузимника.

24. А в денек Аксиньи-полузимницы замечают цены различным хлебам Если они увеличиваются — будущий сбор небогатый. Снижаются — сбор будет с излишком. В северных губерниях половина приходится на сей день. Там молвят: вот-те Аксиньи-полузимники.

Если погода не плохая, то и весна красноватая.

28. Кудесы. Есть поверье, что если в сей день не бросить на ночь гостинца для домового, то из хорошего он преобразуется в лихого. С этой переменой во дворе и в избе все пойдет наизворот. Можно унять домового кудесами.

ФЕВРАЛЬ. Слово: февраль, либо февруарий — не российское; оно зашло к нашим отцам также из Византии. Наши предки-славяне называли его: сечень и снежен, соседи: свирепый, друинник (2-ой), сечен. Заглавие февраль в древних святцах встреча­ется с половины XI века. Поселяне доныне его именуют бок ударь, основываясь на том, что скотина выходит в феврале из хлевов обогревать бока. В наших летописях его называли: свадебным, от зимних свадеб, совершаемых от денька Богоявления до масленицы. По новенькому счету российской годовщины февраль считается вторым, по-старом,у, когда год считали с марта, он был двенадцатым, а когда с сентября, он был шестым.

Старики примечают в этот вечер: если покажется на небе много звезд, то зима еще длительно продолжится и весна будет поздняя.

Сретенские морозы числятся последними и после их не решаются пускаться вдаль на санной езде. Приметы, наблюдае­мые в сей день, бывают различны, глядя по местности. Если выпадет снег, молвят: на Сретенье снежок, пригонит на весну дожжок. Появится метель: если на Сретенье метель дорогу переметет, то корма-т подберет. С этой приметой соединяется понятие о глубокой осени, недочете корма. Оттепель предвеща­ет худенькую и гнилостную весну. Примета ранешней весны: на Сретеньев денек от воробья стенка влажна. Есть поверье, что с этого денька впервой возникает весенняя теплота: на Сретенье зима с летом повстречались. И когда серед денька появится мороз, солнце, молвят: солнце идет на лето, а зима на мороз.

5. В сей день вылетают из ада нечистые духи в виде птиц и заглядывают в трубы. Где оплощают и не закроют их надежно, не  окурят  чертополохом  —  нечистые   наверное   поселятся.

Выживай их тогда!

11. Власьевские морозы в Костромской губернии числятся последними. Напротив, в Тульской — они в числе 7 крутых утренников: власьевские утренники подошли, держи ухо востро!

Три до Власия, да три после Власия, а седьмой на денек Власия. Во многих  местах  о морозах  сохранилась  народная  поговорка: Власий, сшиби рог с зимы.

20. Маньяк. Издавна существует предание, что не должно глядеть на падающие звезды в сей день.  Худенькая примета предсказывает погибель.

28. Василия Капельника. С этого денька тает снег на крышах.

29. Касьяна завистного: на что ни посмотрит — все вянет. Самый бедственный денек для всех вероятных несчастий. И скот падает и деревья засыхают и заболевания возникают и раздоры заводятся. Издавна заведено на Руси считать високосный год небезопасным и приписывать ему многие невиданные неудачи.

МАРТ. Слово март — не российское; оно из Византии. Наши славянские праотцы называли его: сухый, сухий, соседи: березо-зол, бржезень, марзец, позимский, третник. С марта начиналось российское пролетие (слово, вышедшее сейчас из книжного потребления). Чехи 1-ый денек марта именуют доныне: летницы; а наши простолюдины: новичок. В старенькой российской жизни март числился первым месяцем в году, и этот счет поменялся исключительно в княжение в. к. Василия Дмитриевича, сначала XV столетия. Когда год начали считать с сентября, март был уже седьмым. С 1700 года он приходится по счету уже третьим.

1. Денек св. Евдокии. Окличка весны. Снег. После оттепели возникают плюшки — черты, разделяющие лед и снег на обрывки.

В сей день кличут весну. Оканчиваются сроки зимних наймов, начинаются наймы вешние. Увидено, что со денька св. Евдокии начинают ветры дуть и свистать: с Евдокией стоячь собаку вносит снегом. И март на нос садится, если на Евдокей мороз прилучится.

Наш люд задумывается, что с 1 марта снег получает особую целительную силу. Дл я нездоровых собирают снег с пригорков >и поят их снеговой водой от различных недугов.

4. Грачевники. Если грачи — 1-ые вешние птицы — прилетают прямо на гнездо, то весна будет дружная. С приходом тепла и весны усмиряются кикиморы — нечистая сила, ни с кем не роднящаяся, невидимая, мстительная, разрушающая семейную жизнь, изводящая род человечий.

9. С началом утренников (утренних морозов, продолжаю­щихся ровно 40 дней) пекли «жаворонки», чтоб звать весну: сколько проталинок — столько жаворонков. Жаворонки, прилети­те, — красно лето принесите. Поверие встречать весну по прилету птиц на Руси от греков. Они встречали весну, когда прилетали соловьи.

25. Благовещение. На Благовещенье весна зиму поборола! Каково Благовещенье, таково и Светлое Воскресенье. Издавна на Руси заведено, что в сей день люд покупает птиц и своими руками выпускает их из клеточки на волю.

Приметы: если на Благовещенье денек будет красноватый, то год пожарный. Если пойдет дождь, то — грибной. Будет мороз, продержатся утренние морозы.

27. После оттепелей снег леденеет в наст и поселяне молвят: пойдем по настам. — Иди по настовице.

* — Все деты приведены по старенькому стилю.

Источники Месяцеслов — Пословицы российского народе, сборник В. И. Даля; Народный ежедневник. — Сказания российского народа, собранные И П Сахаровым.

Добавить комментарий