TwitterFacebookPinterestGoogle+

Если турист отстал от группы

В туризме более всераспространены аварии, связанные со стихийным разделением маршрутной группы, также с отставани­ем кого-нибудь из участников похода (см. П. И. Лукоянов, 1988). Обычно, случается схожее ЧП внезапно. Тормознул на минуту передохнуть, поправить одежку либо подтянуть лыжные крепления — пропустил всех вперед, замешкался, а позже сбился с пути либо не сумел догнать группу. Казалось бы, менее чем обидное недоразумение, а в конечном итоге — драма либо даже катастрофа…

Что все-таки делать человеку, в один момент оказавшемуся один на один с холодом, метелью, ночкой? Во-1-х, не суетиться и, догоняя товарищей, не идти «напрямую» либо «срезая углы». Вроде бы ни петляла лыжня, вроде бы ни хотелось уменьшить путь, сходить с нее нельзя! Лыжня либо следы — единственная ниточка, связывающая потерпевшего с товарищами. Во-2-х, оставаться на месте, если нет способности идти прямо за группой: разыгралась непогодица, наступила безлунная ночь, в конце концов, местность очень пересечена, труднопроходима, а видимость ограничена. В какой-то момент в группе хватятся пропавшего и организуют поиск. Находить будут, естественно, ворачиваясь по своим следам. Потому ваш отход от лыжни в сторону очень рискован!

И еще одна обычная ошибка в зимней аварийной ситуации. Боязнь замерзнуть принуждает человека безпрерывно двигаться. Он бредет по лесу либо тундре не выбирая дороги, не задумываясь о направлении движения. Движение становится самоцелью. Не идти, чтоб куда-то придти, а идти, чтоб согреться! В какой-то момент усиленное тепловыделение приводит к истощению энергозапасов, скапливается вялость, завышенное потоотделе­ние приводит к намоканию одежки, а означает, к понижению ее теплозащитных параметров. Не считая того, движение в ночное время увеличивает возможность травматизма. Человек останавливается все почаще, периоды отдыха становятся все продолжительней. Во время хоть какого из очередных привалов он может непроизвольно уснуть и уже не пробудиться. Как следует поступить отставшему туристу!

В вечернее и ночное время надежней всего в непосред­ственной близости от лыжни либо тропы разжечь костер, который не только лишь даст тепло, да и послужит типичным маяком, существенно облегчающим поиск пострадавшего. И тут необыкновенную значимость приобретает личный аварийный набор.

В безлесных районах, где разведение костра затруднено, пострадавший по способности должен тормознуть в месте, защищенном от ветра, но в то же время отлично различимом с той стороны, куда ушла группа. Всю имеющуюся в припасе теплую одежку нужно надеть на себя. Молнии и пуговицы застегнуть. Лыжи снять, шнуровку ослабить, чтоб обувь не сдавливала ноги, а еще лучше снять башмаки и переобуться в запасные валенки. После чего сесть на ранец спиной к ветру, накинув на спину и голову спальный мешок (см. П. И. Лукоянов, 1988). Если дует сильный ветер либо бивак размещен на склоне, лыжи нужно привязать к ранцу. Есть полиэтиленовая пленка — нужно кутаться в нее. Идеальнее всего пленку намотать «кульком» на воткнутые в снег под углом 45—60 в лыжи и лыжные палки, подогнув нижний край под ранец. Снутри этого импровизиро­ванного укрытия можно зажечь свечу. Она даст тепло и сразу высветит убежище в мгле. Для экономии свечку лучше зажигать только на недлинные промежутки времени. В схожей ситуации очень принципиально не засидеться. Хотя бы раз в течение часа (а в сильный мороз еще почаще) вставайте и делайте насыщенные физические упражнения, чтоб разогреть конечно­сти. И, естественно, ни при каких обстоятельствах нельзя спать!

Когда рассветет ипи улучшится погода, попробуйте про­должить движение вослед ушедшей группе, непременно оставив на месте ночевки записку товарищам и различимую издалека метку. Идите только по оставленным группой следам! Опыт указывает, что даже стопроцентно занесенную лыжню можно обнаружнть по соответствующей ложбинке-впадинке в снежном покрове, она отлично различима при боковом освещении. Очередной признак — другая плотность снега. Занесенная лыжня обычно выдерживает вес человека, но довольно сделать шаг в сторону, чтоб снег провалился под ногой. Схожий метод поиска лыжни «наощупь» время от времени позволяет двигаться даже в полной мгле. Но возьмите за правило: при мельчайшем колебании в корректности ориентировки, немедля останавливайтесь и, если тропа так и не найдена, возвращайтесь по своим следам в начальную точку!

В сильный снегопад либо метель на какой-либо возвышенной точке неподалеку от места аварии нужно поставить знак-сигнал — например, вертикально воткнутую в снег длинноватую палку с привязанным к концу кусочком броской ткани.

Время от времени заблудившихся туристов может вывести к людям случайная лыжня. Но для этого нужно уметь определять по ней направление движения лыжника. Отпечаток плоскости кольца лыжной палки имеет наклон в сторону движения, и комки снега, прихваченные кольцом и выброшенные наружу, тоже падают по направлению его движения. След от острого наконечника чуток вытянут в эту сторону, потому что при подъеме палка всегда некое время волокется по снегу.

Дать подсказку, куда шел лыжник, могут отпечатки лыж при торможении и подъеме в гору. При торможении «плугом» либо «упором» валики сдвинутого снега собираются в низу спуска. При подъеме «елочкой» либо «полуелочкой» сдвинутые «стрелкой» следы задников лыж указывают оборотное движению направление.

Глубочайшая лыжня, огромное количество отпечатков лыжных палок и маленькое расстояние меж ними, соответствующие отпечатки широких (охотничьих либо туристических) лыж, следы нередких остановок и привалов указывают на то, что тут прошла группа людей. Опытнейший турист по количеству отпечатков и нраву следов может даже выяснить, его это группа либо нет. Если след свежайший, еще не присыпанный, например, не так давно прошедшим снегом, есть шанс догнать группу, потому что скорость туристов, тропящих лыжню, да еще с поклажей, обычно невелика.

Отпечаток узеньких беговых лыж, огромные расстояния меж ямками от лыжных палок, фактически полное отсутствие следов остановок и привалов молвят о том, что прошел человек налегке — спортсмен либо отдыхающий. В таком случае по свежайшим следам необходимо идти: вечерком — по ходу движения лыжника, с утра — в обратную сторону (ведь обычно днем человек выходит из населенного пт, а вечерком ворачивается к нему).

А сейчас несколько советов группе, в какой нашлась «пропажа». Никогда не откладывайте поиск в надежде на то, что еще через час-два либо к вечеру пропавший сам найдет группу. Ведь иногда оказывается, что он, находясь очень близко, не в состоянии двигаться: свихнул ногу, провалился в трещинку и т. п. Запоздавшая помощь может уже не понадобиться. Не считая того, по свежайшей лыжне легче идти и, главное, ее практически не­возможно утратить.

Отправившиеся на поиск участники группы непременно должны взять с собой палатку, спальники, маленькой припас товаров, запасные лыжи, теплую одежку и другое необходи­мое снаряжение. Время от времени неопытные туристы стремятся «сбегать» вспять налегке, рассчитывая обернуться за час-два. Это ошибка! Вроде бы не был велик соблазн хоть на время избавиться от приевшегося ранца, делать этого не следует.

Рассчитывайте на самое худшее: может случиться так, что спасателям совместно с потерпевшим придется организовывать принужденную ночевку, может быть, они будут без помощи других выбираться к людям (могут заплутаться и внезапно оказаться в  роли  потерпевших).  Одним словом,  спасательная команда должна быть автономна во всем, что касается питания и экипи­ровки.

Маленький группе вообщем не следует делиться. А в слу­чае ухудшения погодных критерий это тем паче неприемлимо, здесь хочешь не хочешь, на поиск нужно отчаливать всем вкупе.

А сейчас несколько общих правил, соблюдая которые, вы сможете избежать аварийной ситуации:

никогда не растягивайте походную колонну и не взвинчивайте темпа;

всегда ориентируйтесь, выбирая скорость движения, на самого слабенького и ставьте замыкающим 1-го из более сильных, опытнейших участников группы.

Добавить комментарий