TwitterFacebookPinterestGoogle+

Кодовая таблица

Для потерпевших, лишенных аварийно‑сигнального «инвентаря», выдуман очередной метод аварийной сигнализации – интернациональная кодовая таблица.

Сигналы кодовой таблицы (рис. 48) выкладываются на открытых, отлично приметных с воздуха местах – на склонах бугров, полянах. В различных источниках рекомендуемые размеры сигналов указываются различные, зависимо от вкусов и ведомственных пристрастий создателей. Потому лучше тормознуть на международном эталоне: 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м меж знаками. Но в любом случае не меньше 2,5 м. В неприятном случае символ будет трудно разобрать с большой высоты. Ограничений в огромную сторону нет – чем значительней сигнал, тем выше возможность, что его увидят.

Например, я своими очами в одном из путешествий сумел следить символ с размерами сторон, намного превосходящими 100 (!) метров. Правда, это был не символ бедствия, а быстрее знак людской глупости. Кто‑то не поленился, ободрал склон возвышающегося над окружающей местностью холмика для того, чтоб увековечить одно очень куцее, но вместительное российское слово, которое я тут по цензурным суждениям процитировать не могу. Местные летчики не без гордости утверждали, что это гиганское сооружение любителей российской словесности употребляется для наведения самолетов на родной аэропорт и просто читается даже из космоса! Так что содержание содержанием, а пример того, что чем больше – тем лучше, очень приятный.

Из чего можно сделать сигнал? Фактически из всего. Из разложенных на земле спальников, разрезанной палатки, запасной одежки, спасжилетов, кусков ткани, закрепленных при помощи вбитых в грунт колышков либо наложенных сверху камешков. Из обломков тс, камешков, лапника и ветвей деревьев. На берегу моря – из гальки либо выброшенных прибоем морских водных растений.

Можно сигнал не выкладывать, а, к примеру, выкапывать, зачем снять при помощи лопаты либо ножика гумус и углубить полученную траншею. При всем этом сам гумус необходимо аккуратненько уложить повдоль траншеи на травку внутренней, черной стороной ввысь, что в два раза прирастит его ширину.

На снегу сигнал «рисуется» при помощи золы от прогоревшего костра либо вытаптывается каблуками обуви. Дно вытоптанных траншей лучше выстелить лапником, ветками и т.п. темным материалом. Только, вытаптывая траншеи на снегу, не нужно топтаться рядом с ними, чтоб заместо верно читаемого сигнального знака не получить глупый узор из 10-ов идущих в различные стороны дорожек и тропинок. Подходить к строительной площадке следует только с одной стороны и только по одной, заблаговременно обозначенной тропинке.

Во всех случаях нужно стремиться обеспечить наибольший контраст цветового сигнала и фона, на котором он разложен. По другому говоря, на светлой почве знаки должны быть может быть более темными, на черной – светлыми.

В пустыне, где строительный материал выбирать не приходится, нагребаются низкие валы из песка. Таковой символ «работает» дважды в день – днем и вечерком, когда солнце стоит низковато над горизонтом. Густые тени, отброшенные искусственными песчаными валами, довольно отлично читаются с воздуха. Но еще лучше развесить на кольях, вбитых в песок, полотнища ткани либо даже плотной бумаги. Сама ткань может быть хоть какой расцветки, даже желтоватой, так как отрисовывать сигнал будут не полотнища, а отбрасываемая ими тень. При отсутствии ткани схожий теневой сигнал можно попробовать сконструировать из связанных в длинноватые жгуты и растянутых меж кольев в метре от земли растений.

Каждый символ кодовой таблицы имеет од‑ноединственное известное пилоту поискового самолета значение (рис. 49).

КОДОВАЯ ТАБЛИЦА

! Сочинять собственные сигналы не стоит, а если вы по какой‑или причине запамятовали, как расшифровывается тот либо другой символ, можно выложить на земле общеизвестный сигнал SOS.

Я длительно колебался, стоит говорить читателю еще об одном методе аварийной сигнализации. С одной стороны, он до забавного прост и поэтому доступен всякому человеку, не просит никаких дополнительных технических приспособлений, действен – сплошные значимые плюсы. С другой – наносит беспристрастный урон окружающей природе – по сегодняшним временам минус очень суровый. А ну как люди, увлекшись, начнут его использовать, где нужно и где не нужно? Но позже поразмыслил, что уж лучше он, чем «сигнальный» пожар, о котором я писал сначала главы. К тому же этот метод довольно трудозатратный, чтоб человек брался за него только скукотищи либо шалости ради.

Сущность данного метода сигнализации состоит в том, что потерпевшие всеми доступными им методами стараются поменять естественный вид окружающей местности. Выжигают, вытаптывают на земле геометрические фигуры огромного размера, вырубают в густолесье искусственные просеки. Естественно, удобнее не валить огромные деревья, такая работа очень трудоемка, а, к примеру, надрезать маленький кустарник на опушках леса либо берегах водоема. Размер знака (круга, треугольника и т.п.) должен быть 20 м и поболее, ширина полосы – 3 – 4 м. Поблизости таковой символ практически не виден, а вот с высоты в несколько сот метров он сходу оказывается на виду.

Вообщем нужно увидеть, что в аварийной ситуации нельзя ограничиваться установкой 1-го‑2-ух сигналов. Сигнализация должна быть различной и, если можно так выразиться, многоступенчатой, только тогда она результативна. К примеру, поймав на стекле кабины блик от сигнального зеркала, летчик более пристально осмотрит местность, увидит вырезанную в кустарнике геометрическую фигуру. Снизившись, разберет знаки кодовой таблицы и дым сигнального костра и, в конце концов, разглядит самих людей. Кстати, последние должны позаботиться о том, чтоб их было отлично видно – надеть колоритную, лучше оранжевую, а в степи белоснежную одежку, выйти из тени деревьев на солнечное, открытое место, размахивать над головой колоритными кусочками ткани, ночкой – факелом либо фонариком.

Но еще лучше, если потерпевшие бедствие будут знать международную авиационную аварийную жестовую сигнализацию, применяемую для передачи инфы пилотами поисково‑спасательных самолетов и вертолетов (форма жестов показана на рис. 50):

КОДОВАЯ ТАБЛИЦА

1. Прошу взять на борт.

2. Требуется техно помощь.

3. Тут комфортно произвести посадку.

4. Всё в порядке.

5. Вас сообразил, выполняю.

6. Располагаю радиостанцией.

7. Тут приземляться небезопасно.

8. Не могу двигаться, нужна мед помощь.

9. Готов принять вымпел, письменное сообщение.

10. Да.

11. Нет.

Для той же самой цели – сообщения пилотам поисковых самолетов определенной инфы – употребляется еще одна форма сигнализации. Только уже не интернациональная, а наша, российская, принятая в ВВС. С кем придется потерпевшим разговаривать в критериях аварии – с нашими либо не нашими авиаторами и кто из их какой жестовой системы держится, заблаговременно сказать нереально, так что лучше, на всякий случай, знать обе (рис. 51):

КОДОВАЯ ТАБЛИЦА

1. «Вышло происшествие, имеются пострадавшие» – лежащий на земле человек, либо круг из ткани (выправленный парашют), посреди которого фигура лежащего человека.

2. «Нуждаемся в продовольствии, теплом обмундировании» – сидячий на земле человек, либо треугольник из ткани.

3. «Покажите, в каком направлении идти» – человек с поднятыми и незначительно разведенными в стороны руками, либо узкий, длиннющий треугольник из ткани в виде стрелы.

4. «Тут можно произвести посадку» – человек в неглубоком присяде с вытянутыми вперед руками, либо квадрат из ткани.

5. «Приземляйтесь в обозначенном направлении» – стоящий человек с вытянутыми вперед руками в направлении захода на посадку либо посадочное «Т» из ткани.

6. «Тут садиться нельзя» – стоящий человек с перекрещенными над головой руками либо крест из ткани.

! Не считая особых, есть облегченные сигналы бедствия, о которых в той либо другой мере ознакомлены спасатели практически всех ведомств. К примеру, универсальный во всем сигнал SOS, либо хоть какой другой световой либо звуковой сигнал, повторенный трижды попорядку через недлинные промежутки времени. Не принципиально, что это будет – три огня, три столба дыма, три звучных свиста, три выстрела, три световые вспышки и пр., – только бы сигнал был тройным. Меж подачей каждой группы сигналов следует выдерживать минутную паузу. Три световых либо шумовых сигнала – минутка отдыха – и опять три сигнала.

Интернациональный сигнал бедствия, принятый в горах, смотрится чуть по другому: 6 свистков, световых вспышек либо взмахов рукою за минуту, потом минутная пауза и повтор сигнала.

Если во время путешествия вы увидели чужой сигнал бедствия – примите все меры для оказания помощи. Сначала зафиксируйте место подачи сигнала – снимите при помощи компаса «пеленг», заметьте ориентиры в обозначенном направлении. Если пострадавшие находятся в недоступном месте, на помощь им должны выйти несколько более опытнейших путников. Неприемлимо отправлять спасательную команду налегке – без палатки, теплых вещей, питания. Уходящие спасатели должны быть на сто процентов автономны, даже если терпящие бедствие находятся в нескольких сотках метров. Оставшиеся (страхующая группа) немедля должны приступить к оборудованию аварийного лагеря – разбить палатки, выстроить укрытия, развести костры, вскипятить воду, установить знаки‑сигналы вокруг лагеря и по направлению движения спасгруппы, организовать промежные лагеря.

Если может быть, нужно немедля поставить в известность о происшедшем спасательные службы, органы власти и дальше действовать согласно их указаниям. При работе штатных спасателей самостоятельные, не согласованные с ними деяния недопустимы. Продолжать маршрут можно только с разрешения соответственных служб после окончания спасоперации.

В случае, когда потерпевшие бедствие решили, не дожидаясь помощи спасательных команд, выбираться к людям без помощи других, то место, где произошла катастрофа, они должны пометить при помощи обрисованных выше методов, а в направлении движения в неотклонимом порядке выложить отлично различимый с воздуха символ – стрелку из интернациональной кодовой таблицы.

Сразу на земле на видном месте из камешков, кусков льда, бревен сооружается далековато видимый тур‑башенка (рис. 52). На его верхушке закрепляются несколько двухметровых палок, к которым привязываются калоритные лоскутки ткани, фольга, консервные банки. Под туром либо рядом с ним в защищенной от непогодицы емкости – в бутылке с залитым стеарином горлышком, в тройном полиэтиленовом мешке, резиновом воздушном шарике и пр. – оставляется записка, в какой указываются: полные данные потерпевших катастрофу (фамилии, имена, домашние и рабочие адреса), коротко описывается происшедшее, перечисляются имеющиеся в распоряжении группы имущество и снаряжение (продукты, вода, сигнальные средства, орудие, одежка и пр.), обосновывается выбранное направление движения. Непременно указываются год, число и время, когда оставлена записка. У основания тура из камешков либо толстых ветвей выкладывается несколько стрелок‑указателей, направленных острием в сторону предполагаемого направления движения.

КОДОВАЯ ТАБЛИЦА

Все ненадобные вещи оставляются около тура на видном месте. Груз в дорогу (не считая неотклонимых средств сигнализации и ориентирования, орудия, целофана, при помощи которого можно отлично защититься от осадков, ветра, холода, а в пустыне добыть воду) следует брать исходя из определенных погодных и географических критерий маршрута, но не запамятывая мудрейшее правило: «Надеясь на наилучшее, готовься к самому худшему!»

В процессе движения нужно как можно почаще помечать собственный маршрут – обламывать ветки, делать затесы на древесных стволах, ложить в приметных местах ненадобные вещи и т.п. В труднопроходимой местности метки должны размещаться в границах прямого обнаружения – от одной метки видно другую. В местах конфигурации направления движения следует ставить 2 – 3 огромные метки (рис. 53) – большой затес на древесном стволе, тур, полосы броского материала, закрепленные на ветках дерева. Рядом с меткой выкладывать стрелку, указывающую направление движения. Раз в день нужно оставлять в отлично приметных местах, защитив от непогодицы, записки с указанием собственного маршрута и другой принципиальной для спасателей информацией и датой оставления записки. Помните: нередко поставленные метки упрощают поиск пропавшей группы.

КОДОВАЯ ТАБЛИЦА

С той же целью, в особенности в зимнее время, лучше прокладывать собственный путь по открытым местам, помня, что поисковые самолеты и вертолеты сначала будут осматривать опушки, поляны, просеки, русла замерзших рек, на поверхности которых следы различимы еще лучше, чем в густолесье. Для облегчения их задачки на открытых участках маршрута нужно стараться оставлять как можно больше следов, к примеру, идя не вереницей, а развернутым фронтом. Как можно больше оставлять следов имеет смысл на поверхности линейных, доступных для осмотра с воздуха ориентиров: в центре широких просек, на заснеженном льду водоемов. Конкретно их авиаторы будут осматривать более пристально.

По этим же причинам при движении повдоль реки либо переправе через водные преграды следует выбирать места с открытыми широкими песчаными пляжами, на которых следы сохраняются достаточно длительно и отлично приметны с воздуха.

В заключение я желаю немного… разочаровать читателя. Аварийная сигнализация – дело не такое обычное, как может показаться по прочтении этой главы. Всегда остается возможность, что поданный вами сигнал не считая вас самих никто не увидит. В особенности это типично для случаев, когда потерпевших специально не разыскивают.

В один прекрасный момент в море мы пробовали привлечь внимание проходящего в 10 – 12 кабельтовых от нас маленького судна. Мы орали, поднимали и опускали паруса, свистели в боцманский свисток, вспоминая, что свист слышен в два раза далее, чем вопль, лупили ложкой в дно пустой кастрюли. В конце концов, запалили сигнальный патрон и сразу «навесили» над палубой судна ракету. И что все-таки? А ничего – судно продолжало идти своим курсом. Видно, управляющий уткнулся носом в картушку компаса, не хотя ничего созидать по сторонам, а уши ему «заложило» гулом дизеля, доносящимся из машинного отделения.

Более того, как‑то раз точно таким же образом мы, сами того не хотя, «перескочили» под самым носом у патрульных кораблей и самолетов в зону учебного отстрела ракет класса «небо – земля» и приплыли под самый борт плавучих мишеней! В денек и даже в час учений! И нас опять никто не увидел! А ведь мы тогда и пробовали давать сигналы. В том числе и дымовые. Нас никто не лицезрел! Хотя созидать и не пропустить в секретную зону сторонних – ровная обязанность недобросовестных сторожей.

Именно тогда мы и сообразили: на аварийные сигнальные средства возлагай надежды, да сам не плошай.

Последний совет касается не столько технологии аварийной сигнализации, сколько общечеловеческой этики.

Всякая спасательная операция отвлекает огромное число людей от основной работы, подвергает их жизни завышенному риску, не считая больших денежных издержек. Потому до того как отважиться подать сигнал бедствия, нужно семь раз пошевелить мозгами! Хоть какой сигнал бедствия следует использовать исключительно в поистине критичной ситуации, конкретно угрожающей жизни либо здоровью людей!

Несколько 10-ов км, которые предстоит пройти, стертые ноги либо несоблюдение сроков похода, я уж не говорю о таких циничных причинах, как боязнь запоздать из отпуска, пропадающие авиационные билеты и пр. – не повод для подачи аварийного сигнала и развертывания крупномасштабных спасательных операций.

С той же целью после благополучного окончания аварии следует снять все аварийные сигналы либо, если это нереально, известить местные власти, спасательные службы, авиаторов, что в обозначенных районах сигналы (указать, какие непосредственно) «нерабочие». К огорчению, известны случаи, когда путники уже много дней как были дома, а спасательные отряды, поднятые по тревоге, продолжали прочесывать местность в поисках пострадавших. Не считая «наружной» аварийной, полезно заблаговременно создать и в момент аварии использовать внутреннюю сигнализацию. Некие из способностей звуковых, световых, жестовых сигналов приведены на рис. 54. Сигнал подается с периодичностью сигналов азбуки Морзе с помощью свистка, клика, фонаря, факела либо при помощи «ручного семафора». Просвет меж сигналами равен 4 – 5с – трем тире.

КОДОВАЯ ТАБЛИЦА

1. Две руки ввысь, либо непрерывные длинноватые сигналы (тире) – «Требую внимания. Наблюдайте за мной».

2. Одна рука ввысь, либо один маленький сигнал (точка) – «Мне требуется помощь 1-го‑2-ух человек».

3. Встать боком, рука перед собой, большой палец ввысь, либо один длиннющий сигнал (тире) – «У меня все нормально».

4. Две руки в стороны либо два длинноватых сигнала (тире) – «Ничего не решайте. Действую без помощи других».

5. Рука в сторону либо два маленьких сигнала – «Идите ко мне».

6. Нередкое махание поднятыми руками либо непрерывные недлинные сигналы – «Аварийная ситуация. Требуется незамедлительная помощь».

7. Одна рука ввысь, другая в сторону либо чередование маленьких и длинноватых сигналов – «Оглядитесь (прислушайтесь) по обозначенному мною направлению. Снимите азимут».

Сигналы вербования внимания (рис. 55):

КОДОВАЯ ТАБЛИЦА

оранжевый дым ПСНД, дымовых шашек (1);

малиновый огнь ПСНД, фальшфейеров, факел‑свеч, дымовых шашек (2);

звездочки и вспышки ракет, патронов‑мор‑тирок, трассирующих пуль (3);

блики сигнальных зеркал (4);

знаки‑сигналы на местности (5);

оранжевые цветовые пятна на воде (6);

свет и дым костров (7);

колоритная одежка (8);

блики самодельных зеркал, фольги (9);

радиобуи и радиостанции (10);

звуковые сигналы (11);

световые сигналы азбукой Морзе (12);

флаги‑сигналы (13);

сигнальные туры (14);

воздушные шары и змеи (15);

затесы и другие импровизированные метки (16).

Добавить комментарий