TwitterFacebookPinterestGoogle+

Узлы для утолщения троса

Обычной узел (рис. 1). Это самый обычный из всех узнаваемых узлов. Чтоб завязать его, нужно ходовым концом троса сделать полуузел за его коренной конец. Его можно завязать на конце либо на средней части троса. Для этого ходовой конец троса один раз обносят вокруг его коренной части и пропускают в образовавшуюся петлю. В зависимости от того, как он завязан, обычной узел может быть левым (рис. 1, а) либо правым (рис. 1,б).

Это не только лишь самый обычной из всех узлов, да и самый небольшой по размеру. При натяжении троса он так очень затягивается, что тотчас его очень тяжело развязать. К нему как нельзя лучше подходит российская народная пословица: «Не велик узелок, да прочно затянут».Этот узел, как ни один другой, портит трос, потому что очень его изгибает. Если, к примеру, для подъема тяжести использовать новый растительный (пеньковый, манильский либо какой-нибудь другой) трос, на котором остался неразвязанный обычной узел, то трос, хотя и рассчитанный для подъема данного груза, оборвется, при этом в том месте, где завязан обычный узел. У моряков принято считать, что крепкость нового растительного троса, на котором при сильной тяге был затянут обычный узел, который позже развязали, будет меньше вдвое, чем крепкость того же троса, на котором узла не было.

Рис. 1. Обычной узел: а — левый; б — правый

Все же на флоте обычной узел давно находил применение. При работе с растительными тросами он служил временным средством для предотвращения расплетания их каболок и прядей. Его также вязали через равные промежутки 20—30 см на наклонных пертах бушприта и утлегаря, чтоб ноги матросов не скользили при работе с фронтальными косыми парусами.

Рис. 2. «Кровавый» узел: а — 1-ый метод вязки; б — 2-ой метод вязки

Обычным узлом с фуррором воспользовались для крепления древесных балясин на временных штормтрапах. Этим узлом рыбаки неких государств брали так именуемый «испанский риф»: завязывали верхний угол кливера, чтоб уменьшить его площадь. Вот, пожалуй, и все случаи использования обычного узла мореплавателями в прошедшем.

Обычный узел возможно окажется полезным и в быту. Время от времени человек попадает в неудачу: при пожаре, чтоб спасти жизнь, он из полос простыней связывает узлами веревку. Обычно в таком случае используют прямой либо бабий узел (см. ниже рис. 25, 23). Применяя последний, на концах полосы из простыни необходимо завязывать по обычному узлу. Это даст гарантию, что бабий узел не развяжется под тяжестью человека, который будет спускаться по связанной веревке из окна.

Обычный узел всегда используют для завязывания на конце нити, чтоб она не выскальзывала из материи, и для предотвращения расплетания конца веревки, если человек не знает, как наложить марку. Обычной узел, невзирая на свою примитивность и свойство очень затягиваться, является составным элементом многих узлов, о которых мы поведаем позднее.

«Кровавый» узел (рис. 2). От обычного узла этот узел отличается тем, что его ходовой конец, будучи введен в петлю, очередной раз обносится вокруг коренной части троса. Это практически в два раза наращивает размеры узла.

Древнейшие обитатели Перу — инки — воспользовались схожими узлами с различным числом шлагов в придуманном ими узелковом письме. Завязывая узлы на веревках определенного цвета и с числом шлагов снутри каждого узла от 1-го до 9, они вели счет до пятизначного числа.

Есть два метода вязки таких узлов. Если число шлагов не превосходит 3-х, их делают ходовым концом троса вовнутрь петли (рис. 2, а), а если оно больше, то шлаги делают вокруг коренной части троса и ходовой конец пропускают вовнутрь (рис. 2, б).

Рис. 3. Восьмерка

С дальних времен парусного флота такие неоднократные обыкновенные узлы у моряков различных государств назывались «кровавыми». В реестре наказаний матросов военных флотов прошедшего бытует забытое в наши деньки избиение линьками и плетьми, которые именовались «кошками». Они представляли собой сплетенную из пенькового троса плетку, имевшую от 7 до 13-ти косичек, но почаще — девять. Любая из косичек заканчивалась узлом, на котором было от 2-ух до 9 шлагов. «Кошки» разделялись на обыкновенные и воровские. Последние были более томными. Ими секли за кражу.

При наказании «кошкой» провинившегося матроса привязывали за кисти рук к решетчатому люку, который вертикально ставили на шканцах, либо к стволу пушки. Обычно, при всем этом повдоль обоих бортов выстраивали всю команду корабля и боцман (либо его ассистент) под барабанный бой наносил удары «кошкой» по нагой спине наказуемого. Число ударов исчислялось дюжинами. Зависимо от проступка матрос в наказание мог получить от одной до 12-ти дюжин. Обычно после третьего удара на спине провинившегося появлялась кровь, потому что узлы, туго затянутые на концах косичек «кошки», прорезали кожу (отсюда и заглавие узла). После первой дюжины ударов кровавые косички «кошки» слипались в один жгут и удары становились невыносимыми, матросы теряли сознание и погибали в состоянии шока. Чтоб не терять таким макаром в мирное время отлично натренированных матросов, Английское адмиралтейство посреди XVII века издало ханжеский приказ: после первой дюжины ударов ассистент боцмана должен был разъединить слипшиеся от крови косички «кошки». Эта процедура носила заглавие «расчесать кошку». Она повторялась после каждой дюжины ударов. Но даже самые крепкие матросы не могли выдержать 6 дюжин ударов, теряли сознание от боли и гибли. В современном британском языке сохранилось идиоматическое выражение «То scratch the cat» — «расчесать кошку», которое, напоминая о варварском наказании на кораблях, сейчас имеет значение «облегчить страдание».

В наши деньки «кровавый» узел утратил свое предназначение и находит другое применение как в быту, так и в разных профессиях, к примеру, в портняжном и в переплетном деле для утолщения конца нити.

Восьмерка (рис. 3). Этот узел считается традиционным. Он составляет базу полутора 10-ов других, более сложных узлов различного предназначения.

Рис. 4. Стивидорный узел

В том виде, в каком он изображен тут, этот узел в морском деле служит хорошим стопором на конце троса, чтоб последний не выхлестывался из шкива блока. В отличие от обычного узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно просто развязать. Чтоб связать восьмерку, нужно ходовой конец троса обнести вокруг коренного и потом пропустить в образовавшуюся петлю, но не сходу, как в ординарном узле, а заведя поначалу его за себя же.

В ежедневной жизни восьмерка находит обширное применение. До этого всего она очень комфортна для закрепления троса, когда он проходит через отверстие в каком-нибудь предмете, к примеру, в древесной ручке веревочного стартера навесного мотора.

Этот узел можно применить для веревочных ручек древесного ведра либо бадьи, если веревка проходит через два отверстия на выступающих концах древесных клепок. В данном случае, продев веревку в оба отверстия, на ее концах с наружных сторон клепки завязывают по восьмерке. 2-мя восьмерками можно накрепко прикрепить веревку к детским санкам. Чтоб рука не соскальзывала с конца собачьего поводка, рекомендуем завязать восьмерку. Не считая этого, она хорошо служит для крепления струн к колкам скрипок, гитар, мандолин, балалаек и других музыкальных инструментов.

Стивидорный узел (рис. 4). Как и восьмерка, этот узел является стопором для тросов, проходящих через шкивы блоков. Вяжется он таким же методом, но с той только различием, что ходовой конец вводится в петлю после того, как будет обнесен вокруг коренного конца троса два раза. При затягивании этого узла нужно смотреть, чтоб шлаги на коренном конце не перекрутились и не перескочили в петлю. Затянутый стивидорный узел легче развязать, если потянуть за петлю, которая находится поближе к коренному концу.

Рис. 5. Юферсный узел: а — 1-ый метод вязки; б — 2-ой метод вязки

Заглавие этого узла — южноамериканского происхождения. Оно в первый раз появилось в толковом словаре британского языка Уэбстера в 1890 году. Составители этого словаря заимствовали его из управления по вязке узлов, выпущенного американской канатной компанией «Стивидор роупс».

Юферсный узел (рис. 5). Этот древний морской узел во времена парусного флота применялся для натягивания вант при помощи тросовых талрепов и юферсов. Его вязали на конце талрепа, чтоб последний задержать в отверстии юферса. На схеме даны два метода его вязки. 1-ый метод (рис. 5, а), основанный на ординарном узле, предугадывает ввод ходового конца в петлю снизу меж коренным и ходовым концами с следующим пропуском его под себя. 2-ой метод вязки юферсного узла (рис. 5, б) предугадывает завязывание восьмерки и протаскивание обоих концов в надлежащие ее петли, как это показано 2-мя стрелками.

Особенность юферсного узла в том, что его сравнимо просто развязать даже в этом случае, если он очень затянут.

Устричный узел (рис. 6). Невзирая на свое заглавие, этот узел, как и восьмерка, благодаря собственной симметрии, с фуррором применяется музыкантами для крепления на колках струн скрипки, гитары, мандолины и других музыкальных инструментов. По своим размерам затянутый устричный узел намного больше восьмерки, и потому его употребляют в тех случаях, когда отверстия на колках по любым причинам больше, чем необходимо для той либо другой струны.

Рис. 6. Устричный узел: а — схема вязки; б — узел-орнамент Рис. 7. Неоднократная восьмерка

У этого узла есть одна особенность завязывания: он затягивается в два приема (рис. 6, а). Поначалу завяжите бегущий обычный узел (см. ниже рис. 82) и затяните его. Пропустив ходовой конец троса в петлю, снова затяните узел. Если устричный узел затягивать в один прием, то он формируется некорректно.

На рис. 6, б показана схема устричного узла, свидетельствующая о его симметричности. В таком виде он может служить хорошим декоративным узлом-орнаментом для отделки дамского платьица либо рисунком для вышивания.

Неоднократная восьмерка (рис. 7). Представьте для себя, что вам нужно обвязать веревкой огромную картонную коробку, тюк либо старенькый чемодан. Сделав это, вы нашли, что полтора метра веревки остались неиспользованными. Обвязав ходовой конец веревки вокруг той ее части, за какую вам предстоит нести этот груз, неоднократной восьмеркой вы не только лишь укоротите веревку, да и сделаете комфортную ручку для этой ноши.

Узел «многократная восьмерка» может быть использован во всех случаях, когда появляется необходимость временно укоротить трос либо исключить ненадежную часть его длины из работы, если есть опасение, что он оборвется. Неоднократная восьмерка — хорошая ручка и для собачьего поводка и для веревки детских санок.

Чтоб узел вышел ровненьким и тугим, по мере его завязывания утягивайте каждый шлаг, передвигая его к предшествующему. Если вам будет нужно позже использовать всю длину веревки, неоднократную восьмерку несложно развязать. Вроде бы очень она ни была затянута, веревки этот узел не попортит.

Рис. 8. «Пожарная лестница»

«Пожарная лестница» (рис. 8). В ежедневной деятельности моряков, верхолазов-монтажников, строителей, пожарных, горноспасателей и скалолазов часто появляется необходимость в использовании так именуемого шкентеля с мусингами. Шкентелем на флоте именуют вертикально висячий растительный трос, закрепленный за чего-нибудть верхней частью, а мусингами — утолщения на нем, вплетенные в него в виде узлов, через равные промежутки. При помощи таких тросов матросы садятся в стоящие у борта корабля шлюпки. Но сделанный шкентель с мусингами не всегда оказывается под рукою, когда срочно необходимо спуститься по тросу за борт либо подняться по вертикальной стене, если нет ни лестницы, ни штормтрапа. Представьте для себя, к примеру, такую ситуацию. С палубы стоящего в порту судна в воду свалился человек. На палубе лежит свободная бухта растительного троса. Если вы бросите упавшему конец, то чуть ли он сумеет по нему подняться на борт: трос возможно окажется синтетическим, а в порту на поверхности воды обычно есть слой нефти. Руки упавшего за борт человека будут скользить по тросу, не имеющему мусингов. В таковой ситуации выручает «пожарная лестница».

Как уже упоминалось, обычный узел является составным элементом многих нужных узлов. «Пожарная лестница» состоит из серии обычных узлов, которые очень стремительно вяжутся один за одним (за полминуты можно завязать 20 узлов). Она прекрасна собственной простотой и эффективностью, но просит навыка и четкости в выполнении.

Вязка этого узла начинается с формирования определенного числа калышек, заведенных друг за друга. Возьмите в левую руку ходовой конец троса, отступя от его края 15—20 см. Сделайте первую калышку поперечником менее 10 см таким макаром, чтоб коренной конец троса был снизу. Потом сделайте точно такую же калышку и прижмите огромным пальцем левой руки к кончикам других. Точно таким же образом сделайте 5—7 калышек, ровно уложенных одна на другую. Чтоб они не съезжали и не перепутывались, наденьте их на вытянутые ввысь пальцы (не считая огромного) левой руки. У вас получится собственного рода веревочный «стаканчик». Осторожно снимите его с пальцев так, чтоб он не рассыпался и не сплющился. Сейчас ходовой конец, который вы держали в левой руке, пропустите вовнутрь этого «стаканчика» и выведите его наружу с другой стороны. Положите «стаканчик» на левую ладонь и обхватите его со всех боков пятью пальцами. Загнутыми кончиками пальцев правой руки придерживайте верхний шлаг «стаканчика» и медлительно, без рывков, тяните за ходовой конец троса, торчащий из «стаканчика», ввысь. По мере вытягивания этого ходового конца на нем будут завязываться обыкновенные узлы. Их число будет соответствовать числу изготовленных калышек, а расстояние меж ними — длине их окружности.

Описанным методом узлы можно стремительно завязать, закрепить один конец веревки за батарею, за ножку кровати (стола), другой конец выкинуть в окно и по мере надобности спуститься по веревке вниз (к примеру, в случае пожара) .

Вероятна и такая ситуация. Необходимо вынуть застрявший в грязищи автомобиль. Есть длинноватая веревка и люди, готовые оказать помощь. Чтоб им было удобнее тянуть, завяжите на земле «пожарную лестницу» с таким расчетом, чтоб узлы шли приблизительно через каждый метр.

Добавить комментарий