TwitterFacebookPinterestGoogle+

Содержание топографической карты

Есть такое выражение: «Читать карту». На 1-ый взор кажется, что это несуразица: ведь читать можно только книжку, журнал, газету, наконец — объявления, вывески.

Но это лишь на 1-ый взор. В широком смысле «читать» — это означает визуально воспринять и разгадать значение всякой графической инфы, будь то древнейшие надписи либо картинки на камне, книжки и газеты, чертежи и схемы, письма и записки, также топографические карты и планы.

Поглядите на карту: там вы увидите много заглавий, написанных обыкновенными словами, там есть числа, полосы и огромное количество значков разных цветов, размеров и формы. Что же это все-таки за таинственные значки? Это топографические условные знаки, которыми обозначены на карте местные предметы.

В нижней части карты помещен ее масштаб, которой дан в 3-х видах-численном, словесном и линейном.

Карта имеет рамку, которая состоит из внутренних тонких линий и из 2-ух наружных жирных линий. Высшая часть рамки именуется северной, нижняя — южной, левая — западной, а правая — восточной. Над северной стороной рамки (вверху листа карты) дается буквенно-цифровое обозначение данного листа карты — его шифр (номенклатура). Ведь к каждому листу топографической карты со всех боков и со всех 4 углов примыкают другие листы карт примыкающих участков местности, а у тех листов, в свою очередь, тоже есть «соседи» со всех боков. Например, если взять даже неширокую полосу местности, расположенной меж Москвой и Петербургом (650 км), то для изображения этой полосы на топографической карте пятидесятитысячного масштаба (2 см карты равны 1 км местности) уже пригодится около 30 отдельных листов карты.

Вот для того, чтоб не запутаться в этих листах, чтоб их просто было всегда найти, каждый отдельный лист имеет собственный шифр, свою номенклатуру — систему цифрового и буквенного обозначения листов.

Все «поле» карты расчерчено тонкими темными вертикальными и горизонтальными линиями на квадраты. Вертикальные полосы имеют направление север—юг, а горизонтальные — запад—восток. Эти полосы образуют так именуемую координатную сетку карты. Если измерить 100роны хоть какого из квадратов координатной сетки на картах 1:10 ООО, 1:25 ООО либо 1:50 ООО масштаба, то окажется, что они в масштабе данной карты равны одному километру местности. Другими словами их длина будет равна: на карте 1:10 000 — 10 см; на карте 1:25 000 — 4 см; на карте 1:50 000 — 2 см.

Каждый квадрат прямоугольной координатной сетки на этих картах равен, как следует, одному квадратному километру на местности.

На топографических картах более маленьких масштабов — стотысячной (1:100 ООО) и двухсоттысячной (1:200 ООО) — делать координатную сетку ровно через один километр нереально: она была бы очень нередкой, «густой» и мешала бы читать карту. Ведь, к примеру, на карте масштаба 1:200 000 расстояние в один километр равно 5 миллиметрам (в одном сантиметре 2 км). Как следует, и сетка была бы таковой маленькой, как школьная ученическая тетрадка в клеточку. Потому топографы решили на этих топографических картах сетку делать так:

на карте 1:100 000 через 2 см (что равно 2 км),

на карте 1:200 000 через 5 см (что равно 10 км).

Чтоб было просто искать на картах нужные квадраты координатной сетки, в промежутке меж внутренней и наружной рамкой карты ставят числа, которые обозначают номер каждой полосы сетки — ее координату. По западной и восточной сторонам рамки снизу ввысь (с юга на север карты) идут числа, которые именуются абсциссами (их обозначают буковкой «X»). По северной и южной сторонам рамки карты слева вправо (с запада на восток карты) идут числа, которые именуются ординатами (их обозначают буковкой «У»).

Таким макаром, два человека, находящиеся далековато друг от друга, по телефону либо по радио могут поменяться информацией и отыскать на карте один и тот же нужный им квадрат, к примеру леса, где появился пожар, либо какого-то другого участка местности, куда нужно на вертолетах забросить людей либо снаряжение, оборудование, продукты. Координатная сетка существенно облегчит им эту задачку.

И, в конце концов, очередное немаловажное свойство каждой топографической карты, которое и мы, туристы, должны всегда учесть, — «возраст» карты. Вот пред нами лист какой-либо топографической карты. Поищем на нем дату составления и издания карты. А сейчас подсчитаем, сколько ей лет, и подумаем, какое имеет для нас значение ее возраст — «юная» она либо «древняя».

Несложно додуматься, что чем карта «молодее», тем точнее она показывает все, что в реальности есть на этой местности, а чем она «100рее», тем меньше ей можно веровать, потому что с течением лет (либо даже десятилетий) на местности непременно произошли какие-то конфигурации, которые на старенькой карте не отражены. Идиентично ли стремительно стареют карты? Возьмем для примера две карты, изданные в один и тот же год: лист карты какой-нибудь густонаселенной местности и лист карты глухого малонаселенного участка тайги, тундры, необжитых гор. Какая из этих карт будет резвее стареть? Почему?

Просто осознать, что на той местности, где больше плотность населения, резвее происходят ее конфигурации: люди конвертируют местность — разламывают и строят, вырубают старенькые леса и сажают новые, строят плотины на реках, создавая пруды, водохранилища, прокладывают стальные и шоссейные дороги, осушают болота, строят фабрики, городка, поселки.

Потому и карты таковой местности будут стремительно устаревать — топографы не успевают переделывать свои карты, жизнь опереждает их. Есть у нас в стране такое учреждение — Центральный картографо-геодезический фонд, где хранятся все-все карты местности нашего страны, изданные ранее и издаваемые сейчас. Есть в этом фонде так именуемая дежурная карта — большие альбомы, содержащие несколько тыщ листов топографических карт. В Центральный картгеофонд поступают со всех концов страны сообщения о том, где какие конфигурации произошли на местности: кое-где в горах река подмыла сберегал, произошел обвал, образовалась естественная плотина и озеро, кое-где закончена прокладка дороги, строительство комбината, кое-где протянули новейшую линию электропередач, кое-где произошел пожар и сгорел участок леса и т.д. Все эти конфигурации работники картгеофонда немедля тушью и красками наносят на листы дежурной карты страны, в единственный экземпляр карты. Время от времени на одном и том же листе карты скапливается очень много поправок, этот лист перечерчивают и поновой печатают новый тираж.

Все это должны учесть путники, они должны быть готовы к тому, что во время похода древняя карта, которой они пользуются, может их кое в чем «накалывать», другими словами не полностью соответствовать местности.

Итак, туристу-пешеходу нужна топографическая карта района планируемого похода для того, чтоб с ее помощью поначалу хорошо проложить маршрут похода, а потом удачно пройти намеченный маршрут — накрепко и точно ориентироваться на местности. Лучше, чтоб эта карта была не очень старенькой по возрасту и довольно подробной по масштабу. ^

Время от времени появляется необходимость найти масштаб, который на карте по какой-либо причине отсутствует. Существует несколько способов этого, познакомимся с ними.

Сначала, масштаб можно найти по километровой сетке, зная, что меж линиями укладывается целое число км (об этом рассказывалось выше).

Масштаб карты можно найти по расстоянию меж местными предметами, изображенными на карте. Так, он просто определяется измерением расстояния по карте меж километровыми столбами на шоссе.

Можно найти также масштаб карты, сравнивая ее с другой картой, масштаб которой известен.

И часто встречающийся метод — конкретное измерение расстояний на местности меж предметами, показанными на карте.

Добавить комментарий