TwitterFacebookPinterestGoogle+

Смысл и содержание туристского ориентирования

Без заблаговременно намеченного маршрута туристического похода не бывает.

«Пойдем куда глаза глядят» — этот принцип, может быть, годится для прогулки по лесу либо парку, когда люди просто желают побыть посреди природы, подышать свежайшим воздухом либо выискать грибы, ягоды, орешки. Но таковой принцип не годится для туристического похода, так как у похода совершенно другие задачки — достижение спортивных и познавательных целей, ради которых люди и идут в поход. Но эти задачки требуют, чтоб перемещение происходило через определенные точки района проведения похода — объекты краеведческого зания и спортивного преодоления. Вот почему во всяком туристическом походе первой и бесспорной задачей является четкое во времени и пространстве прохождение запланированного маршрута, потому что выполнение других (главных) задач находится зависимо от выполнения этой первой задачки.

Но не всегда туристам удается выполнить эту первую задачку — пройти точно по намеченному пути. Всегда есть риск отклониться в 100рону, сбиться с намеченного курса из-за утраты ориентировки. Такая беда угрожает им утратой самого смысла проведения похода — невыполнением его задач, а другой раз она может привести и к более печальным итогам.

Предпосылки таких неудач в ориентировании на маршрутах делятся на личные и конкретные (о последних будет сказано ниже). А субъективные предпосылки — это недостающее познание основ топографии (в частности — топографии определенного района, где проводится поход), недостаточный практический опыт в этой области, отсутствие наблюдательности. Искусство ориентирования заключается в том, что человек должен в каждый момент движения осознавать, где он находится, куда прибыл и куда направляется далее, другими словами знать свое положение по отношению к принципиальным для него точкам места — объектам краеведческого ознакомления, точкам спортивных испытаний, населенным пунктам, станциям, водоемам и т.д. — другими словами к местным предметам собственных походных интересов.

Ориентирование на местности — явление динамическое: нельзя один раз сориентироваться и на этом окончить с ориентировкой на все остальное время похода. Движение по маршруту и ориентирование — процесс единый и непрерывный. Только двигаясь, мы можем (и должны) ориентироваться, а когда движение закончено, ориентирование тоже прекращается.

По собственной природе ориентирование — действие умственное, основанное на анализе беспристрастной инфы, которую турист должен уметь добывать, сортировать и оценивать. Оно просит осмысления человеком собственных перемещений в пространстве. При всем этом очень принципиальным элементом искусства ориентирования является УМЕНИЕ СОМНЕВАТЬСЯ, не доверять одному признаку-ориентиру, который, казалось бы, с полной очевидностью подтверждает, что вы пришли туда, куда намечали. Нельзя веровать только одному подтверждению; нужно перебрать в уме ошибки, которые вы могли допустить.

В учебниках по военной топографии целостное понятие ориентирования на местности раскладывается на три отдельных умения:

1) умение найти на карте точку собственного местопребывания в каждый момент движения;

2) умение верно спланировать путь предстоящего движения к цели;

3) умение выдержать намеченный путь.

Существующая настоящая возможность утраты ориентировки в походах подталкивает управляющего группы к мысли взять на себя решение сложного вопроса. Но это нерационально. Естественно, чтоб обезопасить себя, туристической группе было бы комфортно брать с собой в дорогу человека, назубок знающего весь маршрут. Но, во-1-х, таких платных проводников просто нет, а, во-2-х, если б они и были, то этого делать не следовало бы. Не из-за утрат денежных, а из-за утрат преподавателических: обслуживая выполнение основных задач туристического похода, кричиентирование и само по себе является интересным для участников занятием и ценным воспитательным средством. Оно воспитывает острую наблюдательность, развивает логическое мышление, прививает чувство ответственности за дело, уверяет участников в практической ценности познаний, которые они получают в школе на уроках либо на упражнениях туристского кружка.

Вот почему нецелесообразно, чтоб в походе работу по ориентированию брал на себя сам управляющий либо этим занимались повсевременно два-три ученика, а все другие не имели бы допуска к этому сложному делу. Как варкой еды на костре, сбором краеведческих материалов, мытьем посуды, так и ориентированием на маршруте должны заниматься все участники по очереди — вести группу на порученных им отдельных участках. Лучше, если эту работу ученики будут делать парами — проводник и его ассистент (дублер). Но в группе, не считая дежурных проводников, должен быть и старший проводник, который будет контролировать дежурных.

Добавить комментарий