TwitterFacebookPinterestGoogle+

Рельеф на карте

Есть на Земле горы и есть равнины. Поверхность нашей планетки очень изредка бывает ровненькой. На хоть какой так именуемой равнине всегда есть хоть маленькие возвышения и снижения: бугры, курганы, впадины, овраги, ямы, обрывы по берегам рек. Все это совместно взятое представляет собой рельеф данной местности. Рельеф — это совокупа неровностей земной поверхности. Направьте внимание, что все выпуклости просто поделить на два типа — неровности и вогнутости. Неровности принято считать положительными формами, а вогнутости — отрицательными формами рельефа.

Рельеф местности можно поделить на обычной (равнины) и непростой (горы). В большей либо наименьшей мере рельеф всегда представляет собой препятствия на туристическом маршруте, которые путники должны преодолевать, но самые сложные препятствия ставит пред нами горный рельеф.

Если повнимательнее присмотреться к равнинному обычному рельефу, то и тут можно увидеть огромное обилие. Принято разделять равнинную местность по нраву рельефа на три типа: слабопересеченную, среднепересеченную и сильнопересеченную местность. Степень пересеченности зависит как от частоты чередования выступов и вогнутостей (подъемов и спусков), так и от их высоты и крутизны: там, где посильнее «изрезанность» рельефа, другими словами где почаще встречаются овраги, бугры, котловины, промоины и где они в особенности высоки (глубоки) и склоны их круче, — там местность считается сильнопересеченной.

К положительным формам рельефа относятся: гора, бугор (бугор), хребет, возвышенность, курган, дюна (песочный подвижный бугор); к отрицательным — котловина, низменность, равнина, ущелье, овраг, опора, промой-на, яма.

Формы рельефа всегда чередуются в пространстве: всякая положительная форма плавненько либо резко перебегает в отрицательную, а отрицательная резко либо плавненько перебегает в соседнюю положительную.

У каждой формы рельефа есть три части (элемента): верхушка либо плато (у положительных форм), дно (у отрицательных), подошва (у положительных), край либо бровка (у отрицательных) и склоны либо стены у тех и других (рис. 44).

Рельеф на карте
Склоны — общий элемент и отрицательных, и положительных форм рельефа. Они бывают крутые, обрывистые (резкие) и пологие (плавные). В зависимости от того, какие в данной местности преобладают склоны у возвышенностей и низменностей, мы говорим: тут мягенький и плавный рельеф либо — тут резкий, жесткий рельеф (рис. 45).

Потому топографы выдумали два главных метода передачи форм рельефа на картах: плавные, мягенькие формы изображаются так называемыми горизонталями — тонкими линиями кофейного цвета, а резкие, жесткие формы — особенной линией с зубцами. Эти зубчики (рис. 46), как всякие треугольники, имеют основание и верхушки.

Рельеф на карте

Куда ориентированы верхушки зубцов, туда склон опускается — идет вниз практически вертикальным обрывом. Если, к примеру, вы должны идти из точки А в точку Б, то вам предстоит карабкаться ввысь по крутому обрывистому склону, а если ваш маршрут идет, напротив, из точки Б в точку А, то приготовьтесь с ранцами осторожно спускаться по обрыву вниз. Это всегда нужно учесть туристам при планировании маршрутов путешествий.

Рельеф на карте

Рельеф на карте

Обрывистые склоны нередко встречаются по берегам морей, озер и рек, у оврагов, промоин и даже просто на склонах гор. Но крутые склоны создаются и искусственно — на карьерах, когда роют яму либо котлован, когда делают высочайшие насыпи либо выемки на стальных и шоссейных дорогах либо сооружают дамбу, чтоб преградить путь воде. Чтоб на карте просто было отличить обрывистый склон естественного происхождения от искусственных обрывов, зубчатые полосы обрывов делают 2-ух цветов — кофейного (естественные обрывы по равнинам рек, овраги и т.п.) и темного (искусственные насыпи, дамбы, склоны карьеров и т.п.). Рядом со знаками обрывов ставится цифра, показывающая длину обрыва в метрах (рис. 47).

Ямы и курганы могут быть естественными и искусственными. Они могут быть очень глубокими (высочайшими), но малеханькими по площади, тогда и их приходится изобранажимать на картах внемасштабными знаками. Если же они имеют значимые размеры по площади, то их демонстрируют масштабными знаками (рис. 48). Цифра, стоящая рядом со знаком кургана и ямы, обозначает их глубину и высоту. Когда строят металлическую дорогу либо шоссе, то в том месте, где они должны пересечь равнину реки, котловину либо глубочайший овраг, приходится делать земельную насыпь, время от времени очень высокую и с достаточно крутыми склонами. И напротив: если на пути железной дороги находится высочайший бугор, гора, то строителям приходится в их прорывать выемку корытообразной формы.

Подпись:

Склоны у таких выемок тоже очень крутые, а иногда даже вертикальные, скалистые. Такие насыпи и выемки тоже изображаются на картах зубчатой линией, но уже темного цвета, потому что они — искусственные сооружения (рис. 49). Там, где зубчики ориентированы своими наточенными концами в 100роны от полотна стальной дороги либо шоссе, дорога идет по насыпи, а где они ориентированы напротив, к полотну дорог, — выемки. Понятно, что насыпь сначала делается малеханькой, а в том месте, где дорога проходит над дном оврага либо равнины реки, насыпь добивается наибольшей высоты, а потом снова миниатюризируется. Числа обозначают самую большую высоту склонов этих насыпей и выемок.

Рельеф на карте

Для сооружения насыпей под полотно дорог нужно кое-где вблизи (чтоб не возить издалека) отыскать бугор, сложенный из неплохого строительного песка. К этому холмику подгоняют экскаваторы, которые своими ковшами начинают «грызть» бугор с боковой стороны и погружать песок и гравий на автомашины. Такое место именуется карьером. Равномерно на одном из склонов холмика появляется углубление подковообразной формы с обрывистыми склонами. Естественно, в карьерах добывают не только лишь песок, да и другой строительный материал — камень, глину, также полезные ископаемые — руды. У знака карьера, как правило, на картах дается сокращенная подпись, уточняющая, что конкретно в этом карьере добывают (рис. 50).

Более сложной жесткой формой рельефа является овраг (рис. 51). Овраги образуются в рыхловатых осадочных породах под действием размыва грунта потоками дождевой воды и при снеготаянии.

Подпись:

Овраги — явление «живое», они появляются, вырастают и равномерно погибают. Пока овраг «молодой» (его именуют промоиной), у него склоны очень крутые, но постепенно они осыпаются — выполаживаются, зарастают травкой, кустиками, овраг перестает расти и преобразуется в опору (лощину, ложбину). Балки уже относятся к мягеньким формам рельефа. У оврага есть верхушка, дно и устье. Вырастает овраг верхушкой, как и деревья. От 1-го оврага в стороны могут отходить боковые овражки со своими вершинками — их называют отвертками оврага. Да и отвершки в свою очередь могут размножаться, образуя замудренное разветвление.

Два обычных представителя мягеньких форм рельефа — антиподы бугор (бугор) и котловина (впадина). Зубчатой линией их не покажешь на карте, потому что склоны у их пологие, плавные.

Каким же методом можно изобразить их на бумаге? Топографы призадумывались таковой метод: если горизонтально «разрезать», рассечь фигуру холмика на ровненькие «дольки», то весь склон холмика опояшется несколькими замкнутыми линиями «порезов» — горизонталями. А если потом начертить эти полосы на бумаге, то получится фигура, дающая представление о рельефе (рис. 52). Только необходимо маленькими штришками на горизонталях показать, в каком направлении склоны идут вниз, потому что вточности такая же фигура получится, если рассекать горизонтальными плоскостями и котловину. Если не демонстрировать эти штришки, то мы можем только гадать, является ли на карте точка «Д» (рис. 52) верхушкой холмика либо дном впадины. Такие штришки, показывающие направление вниз от горизонтали, именуются бергштрихами либо скатоуказателями (по-немецки «берг« — гора).

Рельеф на карте

Этот метод изображения мягеньких форм рельефа на картах так и называется — метод горизонталей. За начало секущих рельеф горизонтальных плоскостей принята плоскость уровня Балтийского моря. Следующая секущая плоскость проводится, к примеру, на 10 м выше уровня Балтийского моря, за ней еще через 10 м по высоте — 2-ая секущая плоскость, потом, выше ее на 10 м, — 3-я (уже на высоте 30 м над уровнем моря) и т.д. Это расстояние (h) меж секущими рельеф плоскостями именуется высотой сечения рельефа и бывает различным: 2,5 м, 5 м, 10 м, 20 м и т.д. Какую высоту сечения избрать для изображения рельефа на карте, решает редактор будущей карты.

Любая секущая плоскость даст на карте свою замкнутую линию сечения рельефа — горизонталь, а все вкупе они дадут полный набросок горизонталей — общую картину рельефа местности. Но потому что горизонталей на карте получится сильно много, то, чтоб в их не запутаться, чтоб легче было их различать и прослеживать, решили некие из горизонталей незначительно выделить — каждую пятую по счету делать потолще. Тогда горизонтали на карте, как говорится, лучше читаются. Таким макаром, при высоте сечения, к примеру, в 5 м утолщенной горизонталью будет горизонталь, расположенная на 25 м выше уровня Балтийского моря; последующая утолщенная — на 50 м выше уровня моря и т.д.

Рельеф на карте

Не считая того, на неких горизонталях в комфортных местах карим цветом ставятся числа (рис. 53), которые обозначают высоту этой горизонтали в метрах над уровнем моря, либо, как принято в топографии именовать данную величину, отметку горизонтали. Сама цифра отметки той либо другой горизонтали пишется тоже не как попало — в дополнение к бергштрихам она помогает осознать, в какую сторону склон идет вниз: где у этой числа низ, туда и склон снижается, а где верх — туда идет подъем. Отметки, не считая того, ставятся и на верхушках гор, бугров. Обратите внимание на особенное свойство метода горизонталей: тот бок холма, который круче, на карте изобразится горизонталями, расположенными близко друг к другу (они тут сгущаются), а другая пологая сторона холмика, напротив, изобразится разреженными горизонталями. Это замечательное свойство позволяет нам заблаговременно по карте определять крутые и пологие участки мягеньких форм рельефа местности, а от этого почти все зависит: где легче пройти, где сложнее, где прибыльнее строить дорогу либо прокладывать газопровод, а где это труднее и исходя из убеждений экономики очень нерентабельно.

В жизни все, естественно, не так просто: очень изредка можно повстречать, к примеру, одинокий бугор, стоящий на полностью ровненькой местности. По сути все труднее и запутаннее: нередко бугры стоят рядом вместе в хаотическом порядке, образуя длиннющий хребет бугров. А напротив этого хребта за равниной реки — другая гряда бугров. Кое-где эти гряды могут объединиться, пересечься. Стоящие вблизи несколько холмов могут в промежутке меж собой образовать замкнутую котловину. Часто встречается, что на склоне 1-го огромного холмика стоит маленький «холменочек». Такая «путаница» в рельефе местности, естественно, и на карте дает очень запутанный набросок пылайзонталей. Но турист должен уметь разбираться во всей этой неурядице.

Подпись:
Меж верхушками 2-ух примыкающих бугров, имеющих общую подошву всегда есть снижение. Такое понижение именуется седловиной (рис. 54). А под седловиной на склонах бугров в большинстве случаев появляются промоины и овраги — жесткие формы рельефа всегда трудно смешиваются с мягенькими.

Добавить комментарий