TwitterFacebookPinterestGoogle+

Прокладка маршрута и составление плана движения

Практическое ориентирование в походе почти во всем находится в зависимости от разработанности маршрута, от изученности района похода. Чем детальнее изучен район грядущего похода — все его особенности и достопримечательности, — тем успешнее будет прохождение маршрута во всех отношениях.

Очень нередко туристы употребляют готовые, уже кем-то пройденные и описанные маршруты. Но они должны уметь и сами разрабатывать свои уникальные маршруты.

В процессе всестороннего исследования района грядущего похода туристская группа поначалу разрабатывает ориентировочную нить маршрута по мелкомасштабной обзорной карте, исходя из общих (табличных) параметров степени (категории) трудности намеченного похода и выстраивает ее (нить) по последующим главным точкам:

а) первоочередные точки — точки начала и конца маршрута, увязанные с транспортными способностями;

б) точки 2-ой очереди — это точки познавательных и спортивных интересов группы (пункты наблюдений и т.п.);

в) точки третьеочередные — это места предполагаемых ночлегов и дневок;

г) точки четвертой очереди — места дневных привалов на обед (нередко сочетаемые с точками «б»).

Объектами (пт) познавательных интересов могут быть не только музеи либо места, связанные с какими-нибудь историческими событиями (монументы, памятники, захоронения и т.п.), промышленные и сельскохозяйственные предприятия, да и просто любознательные местные предметы — карстовый провал, озеро, водопад, грот, реликтовая роща, партизанская землянка, тысячелетний дуб, дольмен, геологическое обнажение, карьер и т.п. К пт спортивных интересов относятся такие объекты, как броды, переправы через реки по кладям и по камням, подъем на верхушку холмика, кургана, на перевал, на плато, переход через болото, выход на осыпь, на морену, также просто лесные чащобы, завалы, где двигаться придется без дорог и троп.

В учебных целях на нити маршрута могут быть специально предусмотрены участки, где группа будет двигаться по карте либо по азимутам, но в усложненных критериях — по лесу, в сумерки, используя неточную карту и т.д.

В итоге постепенного скопления сведений об избранном районе похода на обзорную карту (на так именуемую «рубаху» — кальку, наложенную поверх карты) наносятся значки различной формы либо разных цветов, обозначающие точки-объекты, в том либо ином отношении достойные внимания для прохождения через их. Проложение нити маршрута делается методом поочередных проб-прикидок разных вариантов пути с постепенным приближением к наилучшему варианту, при котором на нить, как бусы, будут «нанизаны» все самые ценные объекты — точки познавательных и спортивных интересов группы. При всем этом длина нити должна остаться в границах допустимого для данной категории (степени) трудности похода, а ее концы обеспечены в транспортном отношении. Лучше, чтоб увлекательность и напряженность маршрута плавненько росли. Неприемлимо, чтоб самый непростой в техническом отношении и самый на физическом уровне напряженный участок приходился на 1-ые деньки похода.

В первом приближении отбираются поначалу те точки, которые группа непременно должна посетить, а потом уже к ним добавляются более ценные из оставшихся.

Для этого берем узкую мягенькую проволоку и отрезаем от нее кусочек, соответственный общей длине маршрута в масштабе обзорной карты, уменьшенный на коэффициент 0,1 для похода по равнинному району (для горного района на К = 0,3).

К примеру, планируется поход III степени трудности протяженностью 80 км в равнинном районе. Работаем по карте масштаба 1:500 000 (в 1 см 5 км). Другими словами наш маршрут на обзорной карте будет иметь длину 16 см. Вводим коэффициент 0,1 : 16 : 10 = 1,6

16 см — 1,6 = 14,4 см. Округло — 14,5 см.

Как следует, мы должны отрезать кусочек проволоки длиною 14,5 см.

Закрепив концы проволоки на предполагаемых исходной и конечной точках маршрута (жд станции, автобусные остановки, речные пристани), изгибаем ее так, чтоб нить маршрута (другими словами наша проволочка) прошла через неотклонимые точки наших основных интересов и, по способности, через другие ценные для содержания похода пункты. Если с первого захода итог не удовлетворит всем нашим требованиям (проволочка не добивается каких-либо принципиальных для нас пунктов), тогда поищем другие варианты генерального маршрута. Может быть, следует поменять точки начала и конца маршрута, а может быть, поменять ценность точек второго порядка — пренебречь некий какой-то из них, компенсировав ее двумя-тремя наименее необходимыми, но зато удовлетворяющими познавательные либо спортивные интересы.

Так, варьируя, ищем сбалансированный вариант. В самом последнем случае можно пойти на маленькое удлинение маршрута (при данном лимите дней), но оно должно быть оправданным и по логике, и по опыту группы.

После того как генеральный маршрут проложен и принят, начинается 2-ой шаг, на котором маршрут конкретизируется, другими словами прокладывается четкая нить движения с определением плановых точек третьей и четвертой очереди и вырабатывается документ, именуемый «план-график» похода. Это 2-ое приближение в прокладке маршрута похода.

Для этого уже не годится обзорная мелкомасштабная карта, нужна более подробная.

План-график движения и определенная нить маршрута разрабатываются поочередно начиная с первого денька похода — от исходного пункта. Задачка сводится, во-1-х, к расчетам «рабочего времени» — другими словами количества ходовых часов по каждому деньку похода; во-2-х, в нахождении на карте комфортных мест для ночлегов и дневных обеденных привалов (вода + дрова) и, в-3-х, в проложении по крупномасштабной карте вариантов движения, руководствуясь принципом «КЛИН» — «Короче, Легче, Увлекательнее».

Поначалу решается вопрос о том, сколько км группа сумеет пройти в 1-ый денек похода. Это зависит сначала от того, во сколько часов она приедет на станцию предназначения и сколько времени должна будет провести в этом исходном пт маршрута (отметка документов, отправка телеграммы, закупка хлеба, посещение музея и т.п.). Другими словами нужно решить вопрос о определенном часе, когда группа сумеет начать движение по маршруту.

Допустим, имеется двухсоттысячная карта (1:200 ООО) и установлено, что группа в сей день может двигаться с 11 до 19 часов с перерывом на обед с 13 до 16 часов. Означает, сей день будет укороченным по работе, потому что смещен выход в путь. Всего туристы располагают пятью ходовыми часами. При обычной скорости (если нет препятствий) в 13 минут на километр можно планировать в среднем проходить 3 километра за час. Итого будет 15 км. На карте (на «рубахе») помечаем исходную (стартовую) точку похода — «С». Придав ножкам циркуля раствор чуток меньше рассчитанного на сей день пути (приблизительно на одну пятую длины), ставим иглу в точку «С» и прочерчиваем маленькую дугу, отстоящую от «С» в направлении соответственно генеральному маршруту. Эта дуга покажет нам ПРЕДЕЛ, поблизости которого нужно отыскать точку «Н» — место ночлега первого денька похода. Оно, понятно, должно быть обеспечено незапятанной водой и топливом. Не считая того, при выборе точки «Н» нужно учесть ее укрытость от сторонних и другие причины безопасности — намечать ее в стороне от населенных пт, огромных дорог, скотопрогонных троп, крутых обрывов берега реки и т.д. Должно воздействовать на выбор точки «Н» и размещение наиблежайшей (будущего дня) мотивированной точки-объекта генерального маршрута (краеведческий объект, комфортная переправа и т.п.).

С такими же требованиями подходим и к поиску точки «ОП» — обеденный привал. И при ее определении нужно учесть пространственно-временной фактор: она должна отстоять от точки «С» на 5-7 км, чтоб обед состоялся в положенное время. Разработка поиска точки «ОП» тоже подобна предшествующему, но сейчас, когда уже намечены две главные точки денька — «С» и «Н», нужно учесть это и находить точку «ОП» поблизости полосы радиуса «С»-«Н», сообразуясь с принципом «КЛИН».

Разработка нити маршрута на 2-ой и следующие деньки производится таким же образом. Точка ночлега «Н» предшествующего денька будет точкой старта «С» последующего. От нее разработчики, сообразуясь с нормами переходов, описанным методом поначалу отыскивают новейшую точку «Н», а потом — «ОП».

Особенные трудности в проложении маршрута (во 2-м приближении) появляются в связи с объектами краеведческих и спортивных задач. Чтобы не разрушать режим рабочего денька похода, не устраивать гонок на маршруте, нужно заблаговременно высчитать временные издержки на каждый таковой объект. Если это большой экскурсионный объект, как, например, мемориальный комплекс-музей, заповедник-музей, промышленное предприятие, которые «съедят» половину денька, то нужно строить нить и график так, чтоб вблизи от их размещались бытовые точки — «Н» либо «ОП», либо вообщем планировать поблизости таких объектов дневку и делать к ним круговой выход. Если же это объекты обычного визуального наблюдения с маленьким пояснением и фотографированием (например, отдельный монумент, реликтовое растение, курган и т.п.), которые не нарушат при их осмотре режим рабочего денька, то и время на их посещение специально не планируется.

Другие нужные издержки времени при движении по маршруту по способности тоже должны быть заблаговременно учтены и заложены в график. К ним можно отнести: издержки времени на ориентирование (наблюдения, измерения, обдумывание, разведка), на учебные цели (особые занятия на маршруте), на приобретение продовольствия в пути. Еще есть и неожиданные происшествия, которые тоже могут востребовать затрат времени. Это ухудшение погодных критерий либо недомогание кого-то из участников. В огромных сложных спортивных походах в график специально закладываются один-два «излишних» запасных денька на такие неожиданные случаи.

Общая рекомендация при расчете графика движения заключается в том, что более 3-х км на ходовой час (40-45 минут движения) с молодыми туристами фактически никогда не следует планировать (особенно для походов в таежных и горных районах), а почаще и наименее того — полтора-два километра.

Естественно, схожий вариант разработки маршрута годится не в любом районе, а в главном на равнине, где существует много объектов, хорошо развита дорожная сеть. Другое дело — горная местность, где разработка маршрута фактически сводится к выбору равнины, по которой течет река и повдоль которой есть дорога либо тропа. Там расчет мест ночлегов и обедов делается в главном с учетом рельефа, ориентирование зачастую грубое — ущелья справа и слева, верхушки, хребты, река и ручьи, в нее впадающие.

Такое же грубое ориентирование будет и при планировании маршрута похода повдоль какой-нибудь реки, потому что фактически всегда (за исключением малонаселенных районов) на берегу есть либо дороги, либо тропы, служащие средством сообщения местных обитателей, рыбаков, охотников.

Добавить комментарий