TwitterFacebookPinterestGoogle+

Ориентирование на местности по карте и компасу

Мы уже гласили о том, что никакое описание мест­ности не может сделать у читателя правильное о ней пред­ставление, какое дает топографическая карта. Конкретно карта служит наземным путеводителем при движении по дорогам и без дорог, деньком и ночкой по незнакомой мест­ности. Познание ее и умение воспользоваться ею нужно всем, но в особенности путникам, туристам, изыскате­лям, геологам, геодезистам, военным. Нужно уметь со­поставлять ее с местностью, но самое главное, уметь ори­ентироваться на местности по карте.

Напомним снова, что  ориентирование но карте (аэроснимку) складывается из ориентирования карты, определения на ней точки собственного местопребывания (точки стояния) и сличения карты с местностью.

Что такое ориентирование карты? Ориентированием карты именуется придание ей такового положения в гори­зонтальной плоскости, при котором все направления на ней могли быть параллельны подходящим фронтам на местности, а верхняя (северная) сторона ее рамки об­ращена на север. Ориентирование карты делается приемущественно по линиям местности и ориентирам. И только только там, где их нет либо не видно, карту ориен­тируют по компасу.

Ориентирование карты по линиям местности и ориен­тирам осуществляется последующим образом. Если вы нахо­дитесь на участке местности, где имеется прямолинейный участок дороги, карту рекомендуется ориентировать по дороге. Для этого карту поворачивают так, чтоб изобра­жение дороги на ней совпало с направлением дороги на местности, а изображение всех других местных предметов, расположенных справа и слева дороги, находились с тех же сторон и на карте. На рисунке 51 показано два варианта ориентирования карты по дороге (а) и по направлению на

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ВЕЗ МАРТЫ

ориентир (б). Преимущество такового метода ориентирова­ния карты по дороге состоит в том, что он обеспечи­вает быстроту и точность ориентирования и не просит ввода поправок. Он является главным методом ориенти­рования при движении на автомобилях и другой технике. На закрытой (лесистой) местности, также на местности, где не достаточно либо совершенно нет линейных ориентиров, этот метод не применим. В данном случае ориентируют карту по направ­лениям на ориентир.

Если ваше положение на карте понятно (напри­мер, перекресток дорог, мост, курган и т. п.), то карту ориентируют по направлению на хоть какой видимый ориен­тир, обозначенный на карте. Для этого прикладывают линейку (либо карандаш) к двум точкам на карте (точка нашего стояния — перекресток дорог на рисунке 51, б и вет­ряная мельница — ориентир) и, глядя повдоль линейки, по­ворачиваются с картой так, чтоб избранный ориентир оказался на полосы визирования.

Если и таковой способности нету на местности, то для ориентирования карты употребляют компас. Имеется три метода ориентирования карты по компасу.

1-ый метод. Если величина магнитного склонения для данного листа карты наименее 3°, ее ориентируют по компасу без учета магнитного склонения. В данном случае карте присваивают горизонтальное положение. Накладывают на нее компас направлением С — Ю повдоль меридиана (за­падная либо восточная рамка карты) так, чтоб буковка «С» находилась на севере карты, и высвобождают тормоз магнит­ной стрелки. Осторожно вращая карту вкупе с компасом, подводим буковку «С» на лимбе компаса под конец магнит­ной стрелки — карта сориентирована.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ВЕЗ МАРТЫ

2-ой метод. Если величина магнитного скло­нения для данного листа карты более 3°, то карту ориен­тируют по компасу с учетом магнитного склонения. При всем этом все делают то же самое, что и при первом методе. Но потом вращением карты подводят под северный конец магнитной стрелки то деление на лимбе компаса, которое соответствует величине и знаку магнитного склонения, обозначенного в зарамочном оформлении карты. На рисун­ке 52, а показано 1-ое действие—как верно устанав­ливать компас на карту, когда она еще не нацелена. Потом показано 2-ое положение карты (рис. 52, б), когда она повернута так, что северный конец стрелки ком­паса совпадает с буковкой «С» (север) на лимбе. В этом слу­чае карта нацелена, но без учета магнитного склоне­ния. На рисунке 52, в выполнено третье, и последнее, действие, другими словами карта повернута так, что северный конец стрелки компаса совпал с цифрой Н-15° на лимбе компаса, другими словами соответственному восточному магнитному склонению, а если б это было западное магнитное склонение, то карту было надо бы повернуть так, как показано на рисун­ке 52, г.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ВЕЗ МАРТЫ

3-ий метод. Нередко при работе на местности карта бывает сложена так, что боковые стороны ее рамки оказываются закручеными вовнутрь ее. В данном случае для ориентирования карты заместо боковой стороны ее рамки можно пользоваться вертикальными линиями километ­ровой сетки, на одну из которых и устанавливают компас по этим же правилам, что и на боковую сторону рамки. При всем этом для четкого ориентирования карты устанавливают ее так, чтоб северный конец стрелки компаса демонстрировал цифру на лимбе компаса, подобающую величине и знаку поправки (П).

Последующий элемент ориентирования на местности по карте — определение точки собственного местопребывания. Тут также могут употребляться разные методы.

По местным предметам. Проще всего это сде­лать, когда находишься рядом с любым ориентиром, изображенным на карте (перекресток дорог, отдельный камень, соответствующий выступ леса и т. п.). Место располо­жения условного знака на карте и будет указывать иско­мую точку нашего местопребывания.

По наиблежайшим ориентирам на глаз. Это простой и основной метод приближенного опреде­ления на карте точки собственного местопребывания. В этом слу­чае карту нужно сориентировать и опознать на пей и на

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ВЕЗ МАРТЫ

местности один-два ориентира. Потом определяют на глаз свое положение относительно этих ориентиров на местности и наносят свое местопребывание на карту. На­пример, сделав остановку на открытой местности (рис. 53), вы увидели, что в направлении вашего движе­ния видно дерево, а слева под прямым углом — поворот­ный столб полосы связи. Сориентировав карту, вы отыскали на ней изображение дерева и угол поворота полосы связи. Потом, определив глазомерно, что дерево находится от вас приблизительно на расстоянии 400 м, а угол поворота полосы свя­зи на расстоянии 200 м, отложим эти расстояния на карте так, чтоб меж ними был приблизительно прямой. Вы отыщите свое местопребывание на карте.

Промером пройденного расстояния. Этот метод используется при движении по дороге, тропе, просеке либо по хоть какой другой полосы местности, обозначен­ной на карте (сберегал реки, опушка леса, линия связи и т. п.), также при движении по прямой в каком-либо определен­ном направлении (к примеру, на удаленный ориентир, а в критериях нехороший видимости — в направлении по заданно­му азимуту). В особенности он полезен в критериях нехороший ви­димости и на местности, закрытой либо бедной ориентира­ми. Начав движение от какого-нибудь опознанного на мест­ности и карте предмета (мост, перекресток дорог, опушка леса и т. п.), вы ведете счет парам шагов. В данном случае точку вашего местопребывания всегда можно найти, отложив в масштабе карты расстояние, пройденное вами от начальной точки по данному направлению движения.

Пример. Пройдя по дороге (рис. 54) 200 м от моста в направлении на тригонометрический пункт, турист оста­новился. Отложив пройденное расстояние от моста, он по­лучил на карте точку собственного местопребывания.

Зарубкой по ориентирам. Этот метод наибо­лее подходящ для открытой местности и в критериях неплохой видимости. При движении по дороге либо повдоль како­го-либо линейного ориентира зарубка точки собственного место­нахождения осуществляется последующим образом (рис. 55).

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ВЕЗ МАРТЫ

Ориентируем карту и опознаем на ней ориентир, види­мый на местности с данной точки. Потом накладываем на карту линейку (либо карандаш) к изображению этого ори­ентира и, не сбивая ориентировки карты, поворачиваем ее вокруг условного знака. Точка скрещения полосы визиро­вания повдоль линейки с изображением дороги, на которой мы находимся, и будет на карте разыскиваемой точкой нашего местопребывания. Определение точки нашего местонахож­дения упрощается, если избранный ориентир находится на перпендикуляре к направлению движения либо в створе с любым другим ориентиром, тоже обозначенным на карте и видимым с данной точки (рис. 56). Тогда разыскиваемая точка нашего местопребывания на карте определяется пе­ресечением дороги, на которой мы находимся, с прямой, проведенной через ориентир перпендикулярно к полосы на­шего движения. Во 2-м случае — с прямой, проходя­щей через оба ориентира, образующих створ. При проведении этих линий не требуется даже ориентирования карты, ни визирования на ориентиры при помощи линейки.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ВЕЗ МАРТЫ

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ВЕЗ МАРТЫ

При движении вне дорог и по фронтам, не обо­значенным на карте, определение собственного местопребывания определяется оборотной зарубкой минимум по двум ориен­тирам. Для этого находят на местности в различных направ­лениях, под углом более 30° друг от друга и менее 150°, два местных предмета, которые имеются на карте. Карту ориентируют по компасу, а потом попеременно визи­руют на каждый ориентир и прочерчивают по линейке на­правления от ориентиров на себя. Место скрещения на карте этих направлений и будет точкой нашего местона­хождения (рис. 57).

Третьим элементом ориентирования по карте является сличение ее с местностью. Сличить карту с местностью — это означает отыскать на ней изображение расположенных во­круг точки нашего местопребывания местных предметов и частей рельефа и, напротив, опознать на местности объекты, показанные на карте. Сличать карту с мест­ностью приходится повсевременно при ее ориентировании и работе с ней на местности. Это позволяет стремительно и много учить местность, выявлять происшедшие на ней конфигурации, уточнять размещение наблюдаемых целей, ориенти­ров и других принципиальных объектов, определять расстояния до их и т. д.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ ВЕЗ МАРТЫ

Для того чтоб отыскать на карте изображение предметал наблюдаемого на местности, нужно:

—   сориентировать карту и найти на ней точку собственного местопребывания;

—   сохраняя ориентировку карты, оборотиться лицом к предмету, положение которого нужно отыскать на карте;

—   на уровне мыслей провести линию от собственной точки местона­хождения на предмет, видимый на местности, оценить на глаз расстояние до него и отложить его в масштабе карты от точки собственного местопребывания по направлению на предмет;

—   на отложенном расстоянии отыскать на карте изобра­жение определяемого предмета.

Пример. Ца рисунке 58 с точки нашего местонахож­дения за лесом видна высота. На карте за лесом в этом направлении за условным знаком леса изображено несколько высот. Сориентировав карту и приложив линей­ку к точке нашего местопребывания, мы визируем на ви­димую на местности высоту. Проведя повдоль линейки ли­нию, определяем, какая высота видна за лесом.

Чтоб решить оборотную задачку, другими словами выяснить на местности объект, изображенный на карте, необходимо также сориентировать карту и отыскать на ней точку нашего место­нахождения. Потом определяем по карте на глаз расстоя­ние до искомого предмета и направление на него и по этим данным отыскиваем его на местности.

Таковы главные элементы ориентирования на мест­ности при помощи карты и компаса. Несколько слов об ори­ентировании по карте в движении (на автомобиле, мото­цикле).

Ориентирование при помощи карты в движении сводит­ся к отысканию ориентиров, изображенных на карте повдоль маршрута движения. Ориентирование на автомашине име­ет свои особенности. Во-1-х, снутри и поблизости машины нельзя использовать компас; во-2-х, скорость движе­ния делает неудобства в сличении карты с местностью; и, в конце концов, с машины ограничена видимость местности.

Чтоб уверенно двигаться по намеченному пути и точ­но выйти к конечному пт, нужно перед маршем подгото­вить карту и найти данные для движения. Обычно на карту пунктиром наносят маршрут движения. Потом нано­сят местность повдоль маршрута и выбирают ориентиры, по которым будет проверяться корректность выдерживания направления движения. При выборе их предпочтение от­дается отдельным подробностям рельефа, также мест­ным предметам, которые слабо подвержены изменениям. Ориентиры выбираются как на самом маршруте, так и по сторонам маршрута на расстоянии, при котором можно хо­рошо созидать их во время движения. Ориентиры намечают­ся на всех поворотах маршрута и на длинноватых прямолиней­ных участках. Если местность полузакрытая и движение будет проходить по грунтовым дорогам, то расстояние меж ориентирами не должно превосходить 1—3 км. После чего определяется расстояние до ориентиров от началь­ной точки нарастающим итогом (другими словами такой-то ориентир на таком-то километре и т. д.) и переводится в пока­зания спидометра машины (прибора, показывающего ко­личество пройденных машиной км). Эти расстоя­ния рекомендуется подписать на карте. Приготовленная таким макаром, карта для удобства использования в движе­нии складывается «гармошкой» повдоль маршрута (другими словами сргнутой по длине маршрута пару раз и просто рас­крываемой на любом подходящем вам участке маршрута). Карту во время движения необходимо держать впереди себя все­гда в направленном положении, другими словами повернутой по оси движения. Если движение ведется вне дороги, то кар­ту ориентируют по далеким ориентирам.

Работа в пути по выдерживанию маршрута сводится к отысканию на местности ориентиров, обозначенных на карте, и к поочередному передвижению от 1-го ориентира к другому. Наличие на машине спидометра дает возможность учесть пройденный путь, что значитель­но упрощает отыскание на местности намеченных ориен­тиров.

Итак, мы разглядели главные вопросы ориентирова­ния на местности с картой и без нее, с компасом и без компаса, и сейчас можно приступить к исследованию методов движения на местности, и головного из их — движения по азимутам.

Добавить комментарий