TwitterFacebookPinterestGoogle+

Тревога и страх

В лесу люди ощущают себя более насто­роженно, чем в широком поле. Почему? Может быть, это отголосок 1-го из древних страхов, приобретённых на­шими праотцами в первобытном лесу, заполненном хищниками. В те времена ужас и тревога оказывали очень важную услугу человеку: благодаря им он заблаговременно ощущал опасность, что помогало защи­тить себя от агрессивного окружения, вы­жить самому и обеспечить безопасность потомства. Ужасы, возникшие у первобытных людей, защищают мае от мно­жества угроз до сего времени, но в связи с изменившимися критериями обитания они, как молвят психологи, дают сбои. Так происходит поэтому, что средой оби­тания современного человека является не первобытный лес, а город либо село. Лю­дям далековато не всегда нужно проти­востоять окружающему миру. Система страхов в наше время возможно окажется полезной исключительно в экстремальных ситуа­циях, но в ежедневной жизни она нередко бывает лишней.

Что испытывает испуганный человек. Отличается ли тревога от испуга?

В своём желании приспособиться к окру­жающему миру хоть какой человек в различ­ных ситуациях чувствует ужас и тревогу. Ужас может держать нас под контролем так очень, что в неких случа­ях просто обездвиживает. Находясь в состо­янии ужаса и волнения, люди всё время испытывают огромное напряжение. Отри­цательные эмоции вырабатывают неуве­ренность внутри себя, не дают на сто процентов реа­лизоваться.

С точки зрения физиологии тре­вога не отличается от испуга. Она также сопровождается ускоренным ритмом ра­боты сердца, подъёмом кровяного давле­ния, ухудшением пищеварения и т. д. Глав­ное отличие волнения от испуга заключается в том, что её истоки человек не осознаёт, и она смотрится как беспричинный ужас. Это смутное чувство неопределённой угрозы похоже на интуитивное ожида­ние какой-либо неудачи.

Какие бывают ужасы

Чувство ужаса присуще всем высшим жи­вотным. Человек, владея тонко разви­той психикой, подвержен ужасам боль­ше, чем животные и птицы, которые страшатся только определенных угроз. Благодаря собственному воображению люди нередко страшатся не только лишь реальных, по и надуманных угроз. При всём многообразии страхов их можно поделить на два вида: ужасы конструктивные, представляющие из себя естественный защитный механизм и по­могающие лучше приспособиться к усло­виям среды, и патологи­ческие (от греч. «патос» — «страдание», «болезнь» и «логос» — «слово», «учение»).

Конструктивные ужасы естественны. Они имеют явную причину — реаль­ную опасность. Их положительное значе­ние заключается в том, что они мобилизуют все психологические и физические силы ор­ганизма в экстремальной ситуации. Вот примеры конструктивных страхов. Это ужас, который испытывает хоть какой чело­век, видя несущуюся на него с лаем боль­шую собаку. Либо, скажем, та насторо­жённость и готовность к отпору, которая появляется у каждого из нас при непонят­ном звуке в мгле (в особенности в лесу либо незнакомом месте). Оправдан ужас, ко­торый вызывает жестко настроен­ный человек с ножиком либо пистолетом. Либо ужас высоты. Понятно, почему по­являются противные чувства у пеше­ходов, стоящих на разделительной полосы меж потоками стремительно передвигающихся ав­томобилей, норовящих заехать на «остро­вок безопасности». Схожих примеров можно привести много.

Патологические ужасы именуют ещё назойливыми ужасами либо фобиями. Назойливые они поэтому, что, один раз «привязавшись» к человеку, закрепляют­ся в его сознании. Патологические стра­хи, в отличие от естественных, не имеют рациональной предпосылки для возникнове­ния. В их базе обычно лежит какое-ни­будь противное событие, повторения которого человек очень опасается. Поэтом); опять оказавшись в ситуации, которая ассоциируется с неприятностью, он ис­пытывает ужас. Таким макаром, навяз­чивые ужасы связаны с воображаемой угрозой, в большинстве случаев надуманной, а не ре­альной. Это неконструктивные, наду­манные ужасы, они только осложняют жизнь, создавая ненадобные задачи (человек делает из мухи слона). Такие ужасы сродни неврозам, но они не обя­зательно свидетельствуют о психичес­ком расстройстве. От многих из их можно избавиться без помощи других или обратившись за помощью к психологу либо психоаналитику. Какие же ужасы числятся патологическими? Специали­сты выделяют несколько групп.

К первой относят боязнь замкнутого места, проявляющуюся в различ­ных формах. Она часто появляется у подводников после аварий, также у шахтёров и спелеологов после обвалов. Есть люди, которых обхватывает паника в метро либо во время долгого пребыва­ния в кабине лифта. А некие, на­оборот, безрассудно страшатся открытых про­странств. В тяжёлых случаях заболевания такие люди могут годами не выходить из дома и предпочитают голодовать, ежели перейти широкую площадь и добраться до магазина. В эту же группу молено вклю­чить ужас глубины, также боязнь воды и ужас перед морскими и речными путе­шествиями.

Во вторую группу входят ужасы, свя­занные с публичной деятельностью, — к примеру, ужас побагроветь в присутст­вии людей, ужас перед ответственностью, экзаменами, общественными выступле­ниями и др. Боязнь общественных выступле­ний является очень распространённой, но её можно преодолеть.

К третьей группе относят ужас забо­леть. Этот вид ужаса в той либо другой мере всегда находится в обществе, но особо обостряется в период эпидемий (чума, грипп, СПИД). О последней форме проявления ужаса заразиться чумой пи­сал французский историк Жан Делюмо: «Люди боятся всего, даже воздуха, ко­торым дышат. Страшатся мёртвых, живых и самих себя». В связи с этим многие ав­торы отмечают, что важными средст­вами, которые могут прирастить выносли­вость организма во время эпидемий, являются жизнеутверждающий настрой и по­ложительные эмоции. В XX в. очень рас­пространённым стал ужас захворать ра­ком (канцерофобия).

К четвёртой группе относят ужас погибели; к пятой — разные сексапильные ужасы; к 6-ой — ужас нанести вред се­бе либо близким людям; к седьмой — боязнь совершить что-либо неприличное, на­ходясь в официальной обстановке (на­пример, звучно произнести нецензур­ные слова в обществе и т. п.); восьмую группу составляют ужасы перед тем, чего человек не осознает.

Как биться со ужасом и опаской

Ужас в большинстве случаев появляется внезапно, и люди часто сталкиваются с ним один на один. Не стоит тешить себя надеждой, что в таковой ситуации рядом окал<ется че­ловек, способный стремительно и верно посодействовать вам одолеть боязнь. Потому следует взять на заметку несколько приё­мов борьбы со ужасом и опаской.

«Борьба» и «победа» в данном слу­чае — понятия очень относительные, так как волевые деяния, применён­ные к испуганному человеку, наращивают его напряжение и усиливают ужас. На­пример, представьте для себя, что вы желаете посодействовать человеку, который испытывает боязнь воды. Если в таковой ситуации убеж­дать его в том, что необходимо срочно на­учиться плавать, и тащить к воде, в ответ вы только получите сопротивление. Эф­фект будет прямо противоположен тому, которого вы ждали. Человек не только лишь не избавится от уже имеющегося ужаса, а, напротив, приобретёт ещё мас­су новых (в том числе и ужас опорочить ся перед окружающими). Разумнее всего попытаться отвлечь собеседника от мрач­ных раздумий, связанных с водой. Лучше обратитесь к прохладному рассудку, заместо того чтоб волевыми действиями подогревать боязнь.

Если вы ощутили ужас, нужно признаться себе, что вы его испы­тываете. Но это, обычно, являет­ся самым сложным. Невзирая на то что вы рискуете жить в состоянии волнения и ужаса достаточно длительно, вы будете старать­ся делать вид, что всё нормально, чтоб никто о ваших переживаниях не вызнал. Вам кажется, что вы прячете ужас от ок­ружающих. По сути это игра в прят­ки с самим собой. В реальности он никуда не исчезает, только равномерно на­чинает расти и поменять форму, не давая «жертве» способности верно оцени­вать действия в внешнем мире. После того как вы признаетесь для себя в ужасе, можно будет отделить себя как личность от собственной боязни, посмотреть на ситуацию со стороны. При всем этом вы неизбежно испы­таете облегчение, так как почув­ствуете и поймёте: ужас только час­тичка вашего Я и он не является устроителем всей жизни.

Потом хорошо бы поглядеть в лицо собственному ужасу, по­нять, с чем он связан, и ответить для себя на вопрос: «Чего, собствен­но, я боюсь?». Разумный анализ трудности в размеренной обстановке позво­лит вам существенно продвинуться на пути преодоления ужаса.

Постарайтесь как можно более точно найти предмет боязни. Включите рациональное мышление, задумайтесь, на­сколько реальна угроза. Может быть, этот ужас просто нелеп? Скажем, вы боитесь завтрашней контрольной работы и предполагаете самое худшее. Вы ду­маете, что все вопросы будут очень слож­ными и вы с ними никогда не справитесь. Для того чтоб преодолеть подобные чувства, задумайтесь лучше о том, что опа­сения не имеют под собой реальной ос­новы. Ведь вы прогуливались на уроки, выполня­ли все домашние задания, получали хорошие и отличные отметки по темам, которые будут включены в контрольную работу.

Когда вы находитесь в ситуации, в ко­торой обычно испытываете ужас, поста­райтесь не мыслить о нём повсевременно, тогда и он закончит расти как снежный ком. К примеру, вы боитесь мглы и, находясь в неосвещённой комнате, види­те в окружающих тенях формы и очерта­ния тех предметов и людей, которые больше всего вам неприятны. И вот готовы придумать, какие ужасные по­ступки эти тени способны совершить по отношению к вам. Построения-»страшил­ки» не так безвредны, так как в предстоящем ужас мглы разрастёт­ся и равномерно отгородит вас от окружа­ющего мира.

Чтоб ужас не ворачивался, прини­мая всё новые формы, выявите и по­старайтесь поправить недочеты собственного нрава (раздражительность, неуверен­ность внутри себя, мнительность, обидчивость, являющуюся плодом болезненного само­любия). К примеру, задайте для себя вопрос: «Почему я так боюсь грядущей кон­трольной работы и нехороший отметки?». По­думайте о том, что вас больше волнует: малый уровень познаний либо мировоззрение, кото­рое сложится о вас у окружающих? Если больше волнует 2-ое, означает, причи­на ужаса по сути кроется в боль­ном самолюбии. Избавиться от этого можно, думая о деле, о значимости получаемых познаний, а не о впечатле­нии, которое вы производите на других людей. Тем паче что контрольная работа ещё не на­писана.

Современные учёные-пси­хологи дают много нужных со­ветов, как избавиться от испуга. Вот главные из их.

Оцените, как реальна угро­за. «В ужасе больше зла, чем в самом предмете, которого ооятся», — утверждал римский политический деятель, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (106— 43 до н. э.). Вы сможете страшиться даже соб­ственной тени, так как реакция стра­ха существенно посильнее, чем опасность, подстерегающая вас. Для того чтоб меньше страшиться какого-нибудь явления (гроза, лавина, падение самолёта и т. д.), нужно хотя бы примерно оценить возможность такового происшест­вия, т. е. использовать данные статисти­ки. К примеру, количество погибших в авиакатастрофах существенно меньше, чем в авто катастрофах либо от ин­фарктов в современном городке.

Сравните ваш ужас с другим, более сильным. Время от времени под воздействием грустно­го и тревожного настроения вы вспоми­наете все неудачи, обрушившиеся на вас в ближайшее время, и попадаете в ловуш­ку сумрачных мыслей. В этот момент ка­жется, что жизнь не предсказывает ничего неплохого и в дальнейшем. Для того чтоб ра­зорвать этот грешный круг, нужно не гиперболизировать свои проблемы, а, напротив, сопоставить их с реальными тра­гедиями, которые происходят с другими людьми, и сделать вывод, что вам ещё крупно подфартило. Допустим, вы боитесь ид­ти на экзамен либо к одонтологу. А во­образите для себя, какие чувства испытывали люди, находящиеся на борту тонущего «Титаника», либо переживания человека, узнавшего о том, что он смертельно бо­лен, либо чувства людей, оказавшихся в заложниках у бандитов. Разве ваша неувязка сравнима с этими ситуациями? Подумав незначительно, вы скажете для себя: «Да я ведь живой и здоров! У меня в общем-то всё в порядке. Мне всего-навсего нужно сдать экзамен (либо выдрать зуб). Жизнь на этом не завершается!».

Представьте, что всё, чего вы боя­лись, уже случилось. Этот метод необы­чайно отлично подходит для людей с по­вышенным чувством ответственности.

Как ни удивительно, даже если вы выпол­няете дело, которое очень нравится, и всё выходит отлично, ужас и трево­га за конечный итог не покидают вас, не дают покоя, вы стараетесь под­менить собой всех, кто помогает вам. Последние начинают мыслить, что им не доверяют, в отношениях возникает стрессовость, и из-за этого мучается работа. Многие коллективы распадаются из-за завышенной ответственности руко­водителя за порученное дело, так как он, желая достигнуть самых наилучших ре­зультатов, перепроверяет деяния со­трудников по нескольку раз, замыкая всё на себя. Профессиональные же начальники гра­мотно распределяют работу меж со­трудниками. Полезно также будет учитывать советы Дейла Карнеги — южноамериканского спеца в области человечьих вза­имоотношений. Советов всего три. Вот 1-ый из их. На время откиньте ужас и проанализируйте ситуацию расслабленно. На уровне мыслей представьте самое худшее, что могло бы произойти при данных услови­ях. К примеру, вы боитесь получить пло­хую оценку на экзамене. Задайте для себя вопрос: «Что, фактически, может про­изойти в этом случае, если мне поставят нехорошую оценку?». Проиграйте на уровне мыслей эту ситуацию. Как вы её видите? Можно сказать в точности, что предки огор­чатся, а перед друзьями будет очень постыдно. Предки станут ругать, друзья уте­шать и т. д. Проанализировав ситуацию, вы сможете сделать вывод, что она вам знакома, вы встречались с ней на протя­жении жизни пару раз — катастро­фы не происходило.

Совет 2-ой. Представив для себя самое худшее, что могло бы случиться, постарай­тесь примириться с этим заблаговременно. На­пример, если вы завалите экзамен, то это не смертельно. К тому же вы почти все по этой теме уже исследовали и поэтому рабо­тали не напрасно. Как следует, со случив­шимся не постыдно примириться. Изучен­ное вами понадобится для пересдачи, тогда и вы получите достойную оценку за собственный труд.

Используйте 3-ий совет Дейла Кар-неги. Расслабьтесь, скиньте избыточное на­пряжение и посвятите всё своё время и энергию попыткам сделать лучше самое худ­шее положение, которое вы для себя пред­ставили. Задумайтесь, сколько времени осталось до экзамена, сколько билетов нужно выучить, а сколько только повторить, и начинайте действовать. Тревога и ужас сразу оставят вас, по­тому что эмоции подобного рода возни­кают только при условии неопределённо­сти и бездействия.

Запомните, что существует понятие «принцип полной загрузки». Вы, навер­ное, замечали, что пассажиры в автомо­биле либо самолёте беспокоятся всегда боль­ше, чем шофер, сидячий за рулём, либо экипаж самолёта. Дело в том, что лёт­чики, командиры кораблей и водители делают напряжённую работ)’, требу­ющую огромного внимания, и им некогда испытывать ужас. А мозг пассажиров не занят, у их есть время для волнения и придумывания ужасных последствий путешествия. Если побеждают пугающие мысли, не позволяйте им истязать вас. Воспользуйтесь при всем этом советом Дейла Карнеги. Закатайте рукава и займитесь де­лом. Ваша кровь начнёт интенсивно циркули­ровать, мозг будет резвее работать — и очень скоро повысится актуальный то­нус, что поможет запамятовать о беспокойстве. Будьте заняты.

Не запамятовывайте, что вы не одиноки в собственных ужасах. Каждому человеку его бе­да кажется самой значимой и непо­правимой. У остальных-то, он считает, всё нормально. Когда вы узнаёте из книжек либо от друзей о схожих трудностях, с которыми сталкивались другие люди, вы перестаёте чувствовать собственный ужас как не­что уникальное, а означает, и неосуществимое для преодоления. И осознаете, что вас окружают такие же люди, как вы. Сейчас можно поинтересоваться тем, как они управляются со своими ужасами. Вы ви­дите, что кому-то это удалось. И возника­ет надежда выйти из затруднительной си­туации, так как этот ужас теряет уникальность, а вкупе с ней и «привле­кательность».

Ведите себя так, как будто вы уже храбры, держите себя уверенно. Если вы общае­тесь с кем-либо и с вашего лица не сходит испуганное выражение, то собеседник сам выдумает причину, из-за которой вы боитесь (к примеру, скрываете некий неблаговидный поступок). Ответьте для себя на вопрос: «Захочу ли я обмениваться дисками либо кассетами с человеком, у ко­торого испуганное выражение лица?». Обычно, нет. Вы вероятнее всего поду­маете, что с этим человеком не стоит иметь дело, так как ему навряд ли мож­но доверять. Ещё один пример: вы хоти­те посодействовать собственному другу, попавшему в та­кую тяжёлую ситуацию, что за него становится жутко. Никакие убеждения и призывы быть мужественным перед лицом угрозы не дадут результата, ес­ли выражение вашего лица свидетельст­вует о том, что катастрофа неминуема. Ещё пример. Представьте для себя сценку. Мать гуляет с небольшим ребёнком. К ним, ви­ляя хвостом, подходит красивый спа­ниель. А мама с сумасшедшим выражением на лице хватает ребёнка и испуганно кри­чит владельцу собаки, чтоб он быстрее за­брал её. Лицезрев ужас мамы, бедный ма­лыш тоже пугается; он длительно ещё будет страшиться хоть какой собаки.

Живите тут и на данный момент. Каждый денек и миг людской жизни великолепен и бесценен. Он никогда больше не повто­рится. Он уникален. Помните об этом.

Жить нынешним днём вам может мешать, к примеру, неоправданный ужас перед будущим, заставляющий создавать препядствия там, где их нет. Мысли о страш­ном будущем не настолько безвредны, как это кажется на 1-ый взор. Допустим, человек задумывается: «Мой доктор уже целую не­делю не докладывает мне результатов анали­зов. Неуж-то я так очень болен? Навер­ное, мне предстоит тяжёлая операция. В этот период я буду лежачим нездоровым, но кто же будет ухаживать за мной? Мои предки и родственники заняты, я ста­ну обузой для их. Если они будут много времени проводить со мной, то на работе будут недовольны и из-за этого, полностью может быть, их уволят».

В итоге таких умозаключений человек изменяет отношение к действи­тельности и пробуждает к жизни новые ужасы. Он уже чувствует себя тяжело­больным, который не может обойтись без сторонней помощи, опасается стать обузой для окружающих, опасается, что ро­дители растеряют работу, и т. д. На самом же деле ничего ужасного не вышло. Доктор просто запамятовал сказать об анали­зах, так как они были неплохими. Так человек, сделав один неправильный вы­вод, расширяет и уточняет собственные фантазии, полностью забыв о реальнос­ти. Все эти построения смотрятся доста­точно тупо, но многие из нас продолжа­ют делать их с всепостоянством, достойным наилучшего внедрения. Существует осо­бый род людей, которым подобные игры с самими собой доставляют наслажде­ние, и они упиваются своими надуманны­ми трагедиями, хотя в глубине души пре­красно понимают, что это только игра.

И последний совет. Может быть, он окажется самым действенным. Тут уже говорилось, что ужас нельзя просто побороть, подавить, от этого он только разрастается. К такому тяжело поддающе­муся управлению чувству, как ужас, нуж­но подходить с внезапной стороны. Потому юмор и самоирония являются очень эффективной силой, помогающей преодолеть ужас. Если, проходя по тём­ному коридору, вы сами представте себя привидением (в особенности если вы станете так же ухать и завывать), то ужас здесь же испарится. Если вы, выступая перед клас­сом, очень потеете от волнения (либо краснеете, либо у вас начинают трястись руки и ноги) и всякий раз боитесь повто­рения этого, то, когда вам в очередной раз придётся выступать, скажите для себя, на­пример, последующее: «Сейчас я им покажу, как я умею потеть. Я поставлю мировой рекорд по потовыделению, чего бы мне это ни стоило». Либо, допустим, так: «Сей­час я всех развеселю. Я буду трястись так, чтоб они пошевелили мозгами, что я совсем рехнулся. Я изображу перед ними бо­лезнь Паркинсона…». Либо чего-нибудть в этом роде — на собственный вкус. Поставив для себя такую парадоксальную задачку — нарочно усилить то, чего больше всего боишься, вы добьётесь умопомрачительных результатов: практически с первого раза перестанете обли­ваться позже, багроветь и дрожать. По­смеявшись над собой и собственной неувязкой, вы избавитесь от неё.

Добавить комментарий