TwitterFacebookPinterestGoogle+

Психологическая помощь после ситуаций с высокой опасностью для жизни

В высокоопасных для жизни ситуациях происходят огромные конфигурации в психике, человек начинает разделять свою жизнь на две части – до действия и после него. У многих появляется чувство, что окружающие не могут осознать его эмоций и переживаний. Посодействовать человеку совладать с кризисной ситуацией можно последующими методами:

♦ помогите пострадавшему выразить чувства, связанные с пережитым событием (если он отрешается от беседы, предложите ему обрисовать произошедшее, свои чувства в дневнике либо в виде рассказа);

♦ покажите пострадавшему, что даже в связи с самым страшным событием можно сделать выводы, полезные для предстоящей жизни (пусть человек сам поразмышляет над тем опытом, который он заполучил в процессе актуальных испытаний);

♦ дайте пострадавшему возможность разговаривать с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию;

♦ не позволяйте пострадавшему играть роль жертвы, другими словами использовать трагическое событие для получения выгоды («Я не могу ничего делать, ведь я пережил такие жуткие минутки, часы, дни»).

Способы самопомощи и оказание психической помощи пострадавшим

Нужно держать в голове, что к актуальным трудностям нужно готовиться заблаговременно. И чтоб не утратить «лицо», человечий вид, а тотчас и свою жизнь, нужно учиться разным методам установления чувственно адекватного фона заблаговременно.

Способ самовнушения, основанный на неоднократном повторении формулы, содержащей утверждения о неплохом здоровье того либо другого органа, неплохом самочувствии, настроении, убежденности внутри себя и т. д. Согласно Куэ, формула самовнушения должна быть обычный и не носить подавляющего нрава. Случайное самовнушение должно осуществляться без особенных волевых усилий. Техника исцеления содержит в себе ряд поочередных действий.

Исцеление начинается с подготовительной беседы, во время которой разъясняется воздействие самовнушения на организм, его лечебного воздействия на последствия психотравмирующего стресса. Для большего убеждения человека в действенности способа, в том, что его собственные мысли, представления могут оказывать влияние на непроизвольные функции организма, употребляют ряд проб на внушаемость. К примеру, у внушаемых людей грузик, подвешенный на нити (маятник Chevrolet), раскачивается в недвижной руке только при одном представлении о его движении.

Потом составляется формула, которая может изменяться в процессе исцеления. Требования к формуле: простота, немногословность (3–4 фразы), положительное содержание. К примеру, «Я здоров» заместо «Я не болен». Для усиления веры в свои силы может употребляться формула: «Я могу. Я могу. Я могу». В ситуации травматического стресса формула может быть расширенной, к примеру, человек может внушать для себя: «Мое решение одолеть стресс окончательное. Вроде бы тяжело мне ни было от перенесенной утраты, в любом случае не изменю собственному решению».

Процесс самовнушения. Человек занимает комфортную позу сидя либо лежа, закрывает глаза, расслабляется и шепотом, без всякого напряжения 20 раз произносит одну и ту же формулу самовнушения. Произносить формулу необходимо однообразно, не фиксируя внимания на ее содержании, негромко, но так, чтоб сам произносящий слышал то, что он гласит. Для того чтоб не отвлекать собственного внимания на счет, употребляют шнур с 20 узелками, которые перебирают, как четки.

Сеанс самовнушения длится 3–4 минутки, повторяется 23 раза в денек в течение 6–8 недель. Рекомендуется использовать для проведения сеансов просоночные состояния днем при пробуждении и вечерком при засыпании.

Преимуществом способа Куэ является тот факт, что человек сам интенсивно участвует в процессе исцеления. Сеансы самовнушения можно проводить в хоть какой обстановке и в хоть какое время.

Релаксация как средство борьбы со стрессом

Автоматическая реакция волнения состоит из 3-х поочередных фаз (согласно теории Г. Селье): импульс – стресс – адаптация.

Другими словами, если наступает стресс, то скоро стрессовое состояние идет на убыль – человек так либо по другому успокаивается. Если же адаптация нарушается (либо вообщем отсутствует), то может быть появление неких психосоматических болезней либо расстройств. Как следует, если человек желает навести свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. При помощи этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в всякую из 3-х фаз стресса. Тем он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его либо (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем психосоматические нарушения в организме.

Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психологического возбуждения, позволяет ослабить либо скинуть вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение. Релаксация – это способ, при помощи которого можно отчасти либо стопроцентно избавляться от физического либо психологического напряжения. Релаксация является очень полезным способом, так как завладеть ею достаточно просто – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно обязательное условие – мотивация, другими словами каждому следует знать, зачем он желает освоить релаксацию.

Способы релаксации необходимо осваивать заблаговременно, чтоб в критичный момент уметь противостоять раздражению и психологической вялости. При регулярности занятий релаксационные упражнения равномерно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того, чтоб их освоить, нужны упорство и терпение. Делать упражнения релаксационной гимнастики лучше в отдельном помещении, без сторонних глаз. Целью упражнений является полное расслабление мускул. Полная мышечная релаксация оказывает положительное воздействие на психику и содействует душевному спокойствию. Психологическая ауторелаксация может вызвать состояние «идейной пустоты». Это значит минутное нарушение психологических и мыслительных связей с миром вокруг нас, которое дает нужный отдых мозгу. Тут нужно проявлять осторожность и не переусердствовать с отрешением от мира.

Для начала упражнений нужно принять начальное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат повдоль тела ладонями ввысь. Голова немного запрокинута вспять. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос.

Приведем примеры неких релаксационных упражнений.

1. Полежите тихо приблизительно 2 мин с закрытыми очами. Попробуйте представить помещение, в каком находитесь. Поначалу попытайтесь на уровне мыслей обойти всю комнату (повдоль стенок), а потом проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и назад.

2. Внимательно смотрите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос. На уровне мыслей отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на собственном дыхании в течение 1–2 мин. Постарайтесь ни о чем другом не мыслить.

3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Сразу резко натужьте все мускулы на несколько секунд, стараясь ощутить напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.

Потом полежите расслабленно пару минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести собственного тела. Услаждайтесь этим приятным чувством.

Сейчас делайте упражнения для отдельных частей тела—с попеременным напряжением и расслаблением.

Упражнение для мускул ног. Натужьте сходу все мускулы ног – от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочуять напряжение, а потом расслабьте мускулы. Повторите 3 раза.

Потом в течение нескольких минут полежите расслабленно, вполне расслабившись и ощущая тяжесть собственных расслабленных ног.

Все звуки среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, но не пытайтесь их побороть, их необходимо только регистрировать.

Последующие упражнения схожи упражнению, описанному ранее, но относятся к другим мускулам тела: ягодичные мускулы, брюшной пресс, мускулы грудной клеточки, мускулы рук, мускулы лица (губки, лоб).

В заключение на уровне мыслей «пробегитесь» по всем мускулам тела – не осталось ли где–нибудь хоть мельчайшего напряжения? Если да, то постарайтесь снять его, так как расслабление должно быть полным.

Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубочайший вдох, задержите дыхание и на мгновение натужьте мускулы всего тела, при выдохе расслабьте мускулы. После чего длительно лежите на спине – расслабленно, расслабившись, дыхание ровненькое, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию. После таких упражнений у вас возникнет чувство внутреннего спокойствия, вы почувствуете себя отдохнувшим, полным сил и энергии.

Сейчас откройте глаза, потом зажмурьте пару раз, опять откройте и сладко потянитесь после приятного пробуждения. Очень медлительно, плавненько, без рывков сядьте. Потом так же медлительно, без резких движений встаньте, стараясь как можно подольше сохранить приятное чувство внутреннего расслабления.

С течением времени эти упражнения будут производиться резвее, чем сначала. Позже можно будет расслаблять тело тогда, когда пригодится.

Нервно–мышечная релаксация (способ Джекобсона). Действенной методикой исцеления страхов, фобических состояний, личного чувства волнения, формирования более размеренной психической установки у лиц, перенесших психотравмирующий стресс, является прогрессивная нервно–мышечная релаксация Джекобсона. Способ Джекобсона заключается в начальном напряжении и следующем расслаблении мускул. Процесс формирования возможности улавливать напряжение в мышцах и чувство мышечного расслабления осуществляются за счет концентрации внимания.

Методика нервно–мышечной релаксации представляет собой навык, который может быть развит только средством неизменной тренировки, осуществляемой под управлением психоаналитика и в домашних критериях.

Техника состоит из 3-х шагов.

1-ый шаг. Лягте на спину, согните руки в локтевых суставах и резко натужьте мускулы рук, создав сильное мышечное напряжение. Потом расслабьте руки. Повторите пару раз. Зафиксируйте внимание на ощущении мышечного напряжения и расслабления.

Сокращение и напряжение мускул должно быть поначалу очень сильным, а потом все более и поболее слабеньким (и напротив). При всем этом упражнении нужно сконцентрировать внимание на самом слабеньком напряжении мускул и полном их расслаблении.

После чего вы упражняетесь в напряжении и расслаблении мускул тела, шейки, плечевого пояса, в конце концов, мускул лица, глаз, языка, горла, также мускул, участвующих в мимике и акте речи.

2-ой шаг (дифференцированная релаксация). В положении сидя натужьте и расслабьте мускулатуру, не участвующую в поддержании тела в вертикальном положении; дальше – при письме, чтении, речи расслабляйте мускулы, не участвующие в этих актах.

3-ий шаг. Методом самонаблюдения установите, какие группы мускул у вас более всего напрягаются при разных отрицательных чувствах (ужас, тревога, волнение) либо болезненных состояниях (боли в области сердца, гипертонии и т. п.).

В предстоящем средством релаксации отдельных мышечных напряжений можно научиться избавляться от негативных эмоций либо болезненных проявлений. Курс исцеления продолжается от 3 до 6 месяцев. Групповые занятия занимают 2–3 ч в неделю. Самообучение на дому – 12 раза в денек по 15 мин. Зависимо от потребностей и состояния каждого определенного человека психоаналитик включает в упражнения специальные мышечные группы и даже отдельные мускулы. Для заслуги наибольшего расслабления принципиально научиться расслаблять лицевые мускулы, в особенности мускулы зева, глаз и рта.

Концентрация как средство борьбы со стрессом

Неумение сосредоточиться – фактор, тесновато связанный со стрессом. Концентрационные упражнения можно делать где и когда угодно в течение денька. Для начала лучше заниматься дома: рано днем, перед уходом на работу (учебу), либо вечерком, перед сном, либо – еще лучше – сразу после возвращения домой.

Итак, обозначим примерный порядок выполнения концентрационных упражнений:

1. Постарайтесь сделать так, чтоб в помещении, где вы предполагаете заниматься, не было зрителей.

2. Сядьте на табуретку либо обыденный стул боком к спинке, не опирайтесь на нее. Стул ни при каких обстоятельствах не должен быть с мягеньким сидением, по другому эффективность упражнения снизится. Сядьте как можно удобнее, чтоб вы могли находиться бездвижно в течение определенного времени.

3. Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны быть закрыты до окончания упражнения, чтоб внимание не отвлекалось на посторонние предметы – никакой зрительной инфы).

4. Дышите через нос тихо, не напряженно. Пытайтесь сосредоточиться только на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.

А сейчас – два варианта концентрационных упражнений.

А. Концентрация на счете

На уровне мыслей считайте от 1 до 10, сосредоточьтесь на этом неспешном счете. Если в какой–то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать поначалу. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

Б. Концентрация на слове

Изберите какое–нибудь куцее (идеальнее всего двусложное) слово, которое вызывает у вас положительные эмоции либо с которым связаны приятные мемуары. Пусть это будет имя возлюбленного человека либо нежное прозвище, которым вас называли в детстве предки, либо заглавие возлюбленного блюда. Если слово двусложное, то на уровне мыслей произносите 1-ый слог на вдохе, 2-ой – на выдохе.

Сосредоточьтесь на «своем» слове, которое с этого момента станет вашим индивидуальным девизом при концентрации. Конкретно такая концентрация приводит к хотимому побочному результату – релаксации всей работы мозга.

1. Выполняйте релаксационно–концентрационные упражнения в течение нескольких минут. Упражняйтесь до того времени, пока это доставляет вам наслаждение.

2. Закончив упражнение, проведите ладонями по векам, не спеша откройте глаза и потянитесь. Еще несколько мгновений тихо посидите на стуле. Удалось ли вам удержать внимание только на главном слове?

Нередко появляются такие ситуации, когда трудно вспомнить чью–то фамилию либо какую–то свою идея. В такие моменты мы растерянно останавливаемся, пытаясь вспомнить, за чем пошли либо что желали сделать. Конкретно в схожих случаях рекомендуется краткосрочная концентрация по команде – на собственном слове либо на счете. Почти всегда выпавшее из памяти слово (либо идея) придет в голову практически через мгновение. Естественно, нет никаких гарантий, что это будет удаваться всегда. Все же при помощи концентрации на слове либо счете можно вспомнить забытое резвее, чем при помощи усиленного напряжения памяти.

Регуляция дыхания как средство борьбы со стрессом

В обычных критериях о дыхании никто не задумывается и не вспоминает. О дыхании мы вспоминаем, когда попадаем в стрессовую ситуацию либо прилагаем огромные физические усилия. В этих случаях становится тяжело дышать. При сильном испуге, напряженном ожидании чего–то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).

Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения – как мышечного, так и психологического. Таким макаром, ауторегуляция дыхания может стать действующим средством борьбы со стрессом, вместе с релаксацией и концентрацией.

Противострессовые дыхательные упражнения можно делать в любом положении. Непременно только одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном либо горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, стопроцентно растягивать мускулы грудной клеточки и животика. Очень принципиально также правильное положение головы: ее следует держать на шейке прямо и свободно. Расслабленная голова. если ее держат прямо в определенной степени вытягивает ввысь грудную клеточку и другие части тела. Если все в порядке и мускулы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, повсевременно контролируя его.

При помощи глубочайшего и размеренного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения. При хохоте, вздохах, кашле, разговоре, пении либо декламации происходят определенные конфигурации ритма дыхания по сопоставлению с так именуемым обычным автоматическим дыханием. Из этого следует, что метод и ритм дыхания можно преднамеренно регулировать при помощи сознательного замедления и углубления. Повышение длительности выдоха содействует успокоению и полной релаксации. Дыхание размеренного и уравновешенного человека значительно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким макаром, по ритму дыхания можно найти психическое состояние человека. Ритмичное дыхание успокаивает нервишки и психику. Длительность отдельных фаз дыхания не имеет значения – важен ритм.

От правильного дыхания в значимой мере зависит здоровье человека, а означает, и длительность жизни. И если дыхание является прирожденным бесспорным рефлексом, то, как следует, его можно сознательно регулировать. Чем медлительнее и поглубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем быстрее мы привыкнем к этому методу дыхания, тем быстрее он станет составной частью нашей жизни.

Аутогенная тренировка (способ Шульца)

Активным способом психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленным на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических, саморегулирующих устройств человеческого организма, которое было нарушено в итоге воздействия психотравмирующего стресса, является аутогенная тренировка (АТ). Выделяют две ступени AT (по Шульцу):

♦ низшая ступень – обучение релаксации при помощи упражнений, направленных на вызывание чувства тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания;

♦ высшая ступень – аутогенная медитация – создание трансовых состояний различного уровня.

Низшую ступень AT–1 составляют 6 стандартных упражнений, которые производятся в одной из 3-х поз:

1) «поза кучера» – сидя на стуле, голова немного опущена, кисти и предплечья лежат свободно на фронтальной поверхности бедер, ноги свободно расставлены;

2) положение лежа на спине, голова на низкой подушке, руки несколько согнуты в локтевом суставе, свободно лежат повдоль тела ладонями вниз;

3) полулежа, облокотившись на спинку кресла, руки на фронтальной поверхности бедер либо на локотниках, ноги свободно расставлены. Во всех 3-х положениях достигается полная расслабленность, для наилучшей сосредоточенности глаза закрыты.

Упражнения производятся методом мысленного повторения (5–6 раз) соответственных формул самовнушения. Каждое из упражнений завершается формулой–целью: «Я совсем спокоен».

1-ая ступень AT состоит из 6 стандартных упражнений. Показателем усвоения еще одного упражнения является генерализация чувств. К примеру, упражнение по внушению тепла в конечностях считается усвоенным тогда, когда тепло начинает разливаться по всему телу.

На проработку каждого упражнения уходит две недели. Весь курс АТ–1 продолжается около 3 месяцев. Занятия проводятся в группах 1–2 раза в неделю под управлением психоаналитика; длительность занятия 15–20 минут. Самостоятельные тренировки пациентов проводятся два раза в денек (с утра, перед тем как встать, и вечерком – перед сном).

В аутогенном погружении пациент приступает к направленному против определенных психотравмирующих переживаний самовнушению.

Выделяют 5 типов формул–целей:

1) нейтрализующие, использующие вариант самовнушения «все равно» (к примеру: «Потеря работы – все равно», – при увольнении);

2) усиливающие (к примеру: «Я знаю, что проснусь, когда начнутся кошмары»);

3) абстинентно–направленные1 (к примеру: «Я знаю, что не приму ни одной капли алкоголя, ни в одной форме, ни в какое время, ни при каких обстоятельствах»);

4) парадоксальные (к примеру: «Я желаю мыслить о собственной психотравме как можно чаще», – при вторжении психотравмирующих мемуаров);

5) поддерживающие (к примеру: «Я знаю, что не завишу от приобретенной психотравмы», – при сильной актуализации переживаний в ежедневной деятельности человека).

Упражнения низшей ступени действуют в большей степени на вегетативные функции. С целью оптимизации высших психологических функций Шульц разработал высшую ступень аутогенной тренировки (АТ–2), упражнения которой должны обучить вызывать сложные переживания, приводящие к исцелению через «аутогенную нейтрализацию» и «самоочищение» (катарсис). Стандартные упражнения АТ–1 числятся только подготовкой к основному исцелению. К высшей ступени аутогенной тренировки относят упражнения, цель которых заключается в тренировке процессов воображения (со способностью к визуализации представлений) и нейтрализации психотравмирующих переживаний.

В базе упражнений АТ–2 лежит медитация (от лат. meditor – размышляю, обдумываю) – всякое сосредоточение мысли, всякая концентрация внимания на чем бы то ни было.

До того как приступить к аутогенной медитации, тренирующийся должен научиться задерживать себя в состоянии аутогенного погружения долгое время – по часу и поболее.

♦ Упражнение 1: медитация на спонтанно возникающих цветовых представлениях. Мысленная концентрация сознания на виде соответствующего цвета: заснеженные горные верхушки, зеленоватый луг, голубий цветок. Во время упражнений удерживается в сознании представление о цвете, а не о определенных формах предметов.

1 Абстиненция – синдром психологических и физических расстройств, возникающий при неожиданном прекращении потребления алкоголя, наркотических веществ и т. п.

♦ Упражнение 2: медитация на виде определенного цвета. Цель – целенаправленное вызывание определенных цветовых представлений с одновременной тренировкой ассоциаций «цвет – ощущения». К примеру, фиолетовый – чувство покоя, темный – печаль, тревога и т. д.

♦ Упражнение 3: медитация на виде определенного предмета. Это может быть цветок, ваза, человек. Аспектом удачливости тренировки является целенаправленная визуализация себя самого.

♦ Упражнение 4: медитация на абстрактной идее. Цель – вызывание личных образов абстрактных понятий, таких как свобода, надежда, удовлетворенность, любовь и т. п. К примеру, свобода как летящая в небе птица, надежда – как плывущий корабль и т. п.

♦ Упражнение 5: медитация на чувственном состоянии. Концентрация «пассивного внимания» на произвольно вызываемых, чувственно важных ситуациях. Во время выполнения упражнения человек часто «видит» себя в центре воображаемой ситуации, фокус воображения должен быть ориентирован не на определенный объект либо пейзаж, а на чувства, которые появляются при их созерцании.

♦ Упражнение 6: медитация на человеке. Вызывание образов других людей. Сначала следует научиться вызывать образы «нейтральных» лиц, потом – чувственно окрашенные образы приятных и противных пациенту людей. Основная задачка упражнения состоит в том, чтоб научиться «освобождаться» от личных установок и чувственных переживаний по отношению к знакомым образам, сделать эти образы «нейтральными».

♦ Упражнение 7: ответ безотчетного. Человек спрашивает себя: «Что я желаю от жизни?», «Какие ошибки я допускаю в жизни?», «В чем мои главные трудности?», «Как я должен себя вести в определенной ситуации?». В ответ он безотчетно отвечает потоком образов, помогающих узреть себя «со стороны» в различных, в том числе и психотравмирующих ситуациях. Так достигается катарсис, самоочищение, наступает «аутогенная нейтрализация», другими словами исцеление.

Для лиц, перенесших психотравмирующий стресс, кроме упражнений АТ–1 и AT–2 используют приемы аутогенной нейтрализации (методика Лутэ): аутогенное отреагирование и аутогенная вербализация.

♦ Аутогенное отреагирование. Для нейтрализации отрицательных переживаний употребляются приемы повторения тех ситуаций, которые и явились предпосылкой психологической травмы. Пациент с закрытыми очами ведает обо всех появляющихся в состоянии аутогенного расслабления сенсорных видах.

♦ Аутогенная вербализация осуществляется в тех случаях, когда психотравмирующие переживания поддаются четкому описанию. Вербализация определенной темы (к примеру, «агрессия», «страх», «чувство вины» и т. п.) проводится в состоянии аутогенного расслабления до того времени, пока человек не заявляет, что сказать ему уже нечего.

Вскрытие и отреагирование психотравмы ведут к ее нейтрализации и излечению. Время от времени процесс «воспроизведения» психотравмирующих обстоятельств заканчивается бурной аффективной реакцией (аутокатарсис).

Модификацией описанной методики Лутэ является «Аутогенная терапия памяти», предложенная B. C. Лобзиным и М. М. Решетниковым.

Создатели считают, что болезненные психотравмирующие переживания связаны с прошедшим травматическим опытом человека, «актуально присутствующим в его сознании в виде мучительных воспоминаний». Сами пациенты избегают говорить об этих противных мемуарах. В схожих случаях психоаналитик объясняет нездоровому, что конкретно истязающие мемуары являются предпосылкой болезненных переживаний, которые могут пройти только после неоднократного образного их проигрывания, выполненного как можно детальнее, с представлением обстановки, времени деяния и ситуации. Мемуары непременно должны сопровождаться вербализацией, которая облегчается в состоянии аутогенного погружения. Если во время вербализации пациент начнет рыдать, психоаналитик не должен прерывать его и прибегать к утешению. Отреагирование психотравмирующих мемуаров приводит к их нейтрализации и улучшает состояние психотравмированного человека.

Медитативные техники

Принципиальным способом психической помощи лицам, перенесшим психотравмирующий стресс, является медитация. С ее помощью снимаются нервно–психическое напряжение, тревожные состояния, ужасы, облегчается понимание психотравмирующих переживаний и реакций, усиливается процесс «самоактуализации». При высочайшем уровне овладения методикой медитации может быть достижение психологического состояния, характеризующегося неэгоцентрическим типом мыслительного процесса.

Начало хоть какой медитации – концентрация, сосредоточенность мозга, отрешение от всего стороннего, что не связано с объектом концентрации, от всех второстепенных внутренних переживаний.

База медитации – концентрация внимания на определенном стимуле либо предмете. В согласовании с природой объекта выделяют четыре вида медитации.

1. Повторение в уме. Объект сосредоточения – мантра (слово либо фраза, повторяемая вновь и вновь, обычно про себя). Мантры могут состоять из стихотворных отрывков, текстов народных песен, отдельных слов и звуков. Их воздействие на психику человека основано на специфичном воздействии звукосочетаний.

2. Повторение физического деяния. Объект сосредоточения – какое–или физическое действие. Такими действиями могут быть: повторяющиеся дыхательные движения, дыхательный контроль (подсчет вдохов и выдохов), внедрение поз (асан) в хатха–йоге и т. п.

3. Сосредоточение на дилемме. Этот объект для концентрации представляет собой пробы решения трудности, включающей парадоксальные задачки. Традиционным примером являются дзеновские «коаны». Коан – диалог меж учеником и мастером дзен. Парадоксальные и алогичные ответы принуждают спрашивающего выйти за рамки логического мышления, погасить эгоцентрическое личное Я. Один из именитых коанов именуется «My!». Ученик спрашивает учителя: «Обладает ли собака природой Будды?» Учитель парирует: «My!». Ответ можно перевести как «Ничто!» либо осознавать как обычное восклицание. Цель коана – привести ученика к видению собственного невежества, побудить его пойти далее абстрактных рассуждений, находить правду в самом для себя.

В данном случае для размышления дается феноминальная с виду задачка. Одним из более узнаваемых коанов является таковой: «Как звучит хлопок одной ладошки?»

4. Зрительная концентрация. Объект для концентрации – зрительный образ. Это может быть картина, пламя свечки, лист дерева, внушающая расслабление сцена либо что–то другое. Таким объектом может быть и «мандала» – квадрат снутри круга, геометрическая фигура, символизирующая единство человека и вселенной. В Восточных культурах она нередко употребляется для зрительной концентрации.

Медитация и достижение состояния сверхсознания не всегда являются одним и этим же! Медитация представляет собой процесс либо набор методик, которые употребляются медитирующим для заслуги хотимой цели – состояния сверхсознания. Положительный терапевтический эффект может быть получен без заслуги конечного состояния сверхсознания.

В медитационном процессе выделяют последующие стадии:

1. Факт начала медитативной практики. В старых индуистских, дзенских писаниях, посвященных медитации, сказано, что более принципиальна попытка заслуги состояния сверхсознания, чем действительное его достижение.

2. Возникновение состояния более выраженной релаксации – состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью.

3. Отстраненное наблюдение – безличное, пассивное состояние наблюдения, при котором медитирующий просто «сосуществует» с окружением, а не противоборствует ему, пытаясь подчинить для себя. Это неаналитическое, интуитивное состояние («сон наяву»).

4. Состояние «сверхсознания». Содержит в себе все прошлые состояния, отличаясь только интенсивностью переживания. Оно характеризуется:

1) хорошим настроением (спокойствием, умиротворенностью);

2) ощущением единства с окружением: то, что античные называли союзом микрокосма (человека) с макрокосмом (Вселенной);

3) непередаваемостью чувств;

4) изменением пространственно–временных соотношений;

5) обострившимся восприятием действительности и смысла окружающего;

6) парадоксальностью, другими словами принятием вещей, которые кажутся феноминальными обыденному сознанию.

Удачной медитации содействуют:

♦ Спокойное окружение – отсутствие наружных стимулов, способных помешать медитационному процессу. Употребляется музыка, однообразный шум (к примеру, вентилятор и т. п.), можно завязать глаза либо использовать затычки для ушей.

♦ Наличие объекта концентрации. Этот компонент выступает связывающим звеном меж всеми формами медитации, он дает возможность поменять обычную форму функционирования сознания.

♦ Пассивная установка. Имея такую установку, человек позволяет «возникнуть» медитативному процессу заместо того, чтоб держать под контролем его.

♦ Комфортная поза (в случае на физическом уровне пассивной медитации). До медитации нужно успокоиться и расслабиться. Процесс обучения медитации включает вводную информацию, в какой психоаналитик разъясняет теоретические и практические базы медитации, порядок медитативного процесса, правила обучения и нрав обстановки, доводит аннотацию и поочередно произносит медитативные упражнения. Для примера приводятся два медитативных упражнения.

Внедрение концентрации на дыхании. На данный момент мы займемся очищением мозга. Не от всех хлопот, а от преходящих мыслей, которые действуют на наше воображение, наращивают стрессовое возбуждение. Сосредоточьтесь на собственном дыхании. Переключите внимание от неспокойного окружающего мира к размеренному и умиротворенному внутреннему миру.

Вдыхая, задумайтесь: «вдох». Вдохните. Задумайтесь: «выдох». Выдохните. Вдох, выдох. Концентрируйте внимание на собственном дыхании. Думайте: «вдох», «выдох». Вдохните через нос и дайте воздуху без всякого усилия выйти через рот. Просто откройте рот и дайте воздуху выйти. Не форсируйте выдох. Вы поглощены процессом дыхания. Концентрируйтесь на собственном дыхании. Вдох, выдох. Сейчас всякий раз, когда вы вдыхаете, ощущайте вдыхаемый вами прохладный воздух, а всякий раз, когда выдыхаете, ощущайте, какой он теплый и мокроватый. Начинайте, пожалуйста (пауза 60 с).

Применение методики «раз». Всякий раз, когда вы выдыхаете, произносите про себя слово «раз». Скажите: «раз», «раз». Скажите тихо: «раз». Произнесите слово, не двигая губками. Произнесите его еще тише, пока оно не станет просто идеей (тут пауза 75 с).

После проведенных упражнений нужно «вернуться» в обыденное состояние. Переход к бодрствованию происходит последующим образом: «Сейчас я желаю возвратить вам внимание к для себя и к окружающему миру. Я буду считать от 1 до 10. С каждым счетом вы будете ощущать, что ваш разум все более и поболее просыпается, а ваше тело становится все более освеженным. Когда я досчитаю до 10, вы откроете глаза и ощутите себя лучше, чем когда бы то ни было сейчас. Вы почувствуете себя бодреньким, освежившимся, полным энергии и готовым к возобновлению вашей деятельности. Итак, начнем: 1–2 – вы начинаете ощущать себя бодрее, 3–4–5 – вы все более и поболее пробуждаетесь, 6–7 – сейчас пошевелите ступнями и кистями, 8 – пошевелите руками и ногами; 9–10 – на данный момент откройте глаза! Вы чувствуете себя бодреньким, пробудившимся, ваш разум ясен и тело освежилось».

Специфичный процесс медитации может быть очень действенным психотерапевтическим подходом при травматическом стрессе. Лучшие результаты получаются при применении до начала медитации нескольких приемов нервно–мышечной релаксации.

Методики саморегуляции состояния ориентированы на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку выполнить специальную деятельность по изменению собственного состояния. По собственному содержанию и направленности эти способы являются формами активного самовоздействия. Также можно использовать последующий способ психопрофилактики.

«Список Робинзона» – метод психопрофилактики стрессовой и постстрессовой ситуации, которая может появиться вследствие необычных, экстремальных событий.

Часто человек попадает в такие ситуации, когда нет сил далее жить, потерян смысл существования. Что все-таки делать? Как быть? И быть ли? А что впереди? Есть ли у меня будущее? Где взять силы все пережить?

Посреди разных методов выхода из кризисной ситуации (поддержка друзей и семьи, воззвание к психоаналитику) есть один, который применим к такому типу личности, который не вожделеет либо не может обращаться за поддержкой к кому–или. Таковой человек одинок, невзирая на наличие супруги, малышей, друзей и сослуживцев. Он Робинзон на обитаемом полуострове и по складу собственного нрава не в состоянии поведать кому–или, что его истязает, что его беспокоит.

Если тяжело либо нереально кому–то поведать о постигшем тебя несчастье, можно выложить это на бумаге.

Наисильнейшее отчаяние, близкое к безумию, – вот психическое состояние человека, попавшего в критичную послестрессовую ситуацию.

1-ое, что сделал Робинзон для того, чтоб начать исправлять кризисную ситуацию, – стал записывать свои мысли с целью «высказать словами все, что его терзало и мучило». По мере сил Робинзон старался утешить себя тем, что могло бы случиться и нечто худшее, и противопоставлял злу добро. Таким макаром, перечень Робинзона представляет собой две графы, в одной из которых записано, что вышло отвратительного в его жизни, в другой – положительные моменты. Нужно сказать, что данная методика разбора происшедшего – это метод самоанализа, помогающего вернуть психологический баланс человека.

Процитируем выводы Робинзона вполне: «Запись эта свидетельствует о том, что чуть ли кто на свете попадал в более бедственное положение, и все же оно содержало внутри себя как отрицательные, так и положительные стороны, за которые следовало быть признательным: горьковатый опыт человека, изведавшего худшее несчастье на земле, указывает, что у нас всегда найдется какое–нибудь утешение, которое в счете наших бед и благ следует записать в графу прихода».

Что все-таки вышло, почему, изложив переживание дистресса на бумаге, Робинзон начал собственный путь к излечению? Его путь можно схематично обозначить последующими «ступеньками».

1. Достигается разрядка, потому что человек пробует собственной записью приостановить собственные мучения, переживания, отчаяние.

2. Прерывается эффект самовнушения, когда человека преследуют назойливые мысли о безысходности ситуации, о невозможности отыскать выход, происходит «накручивание» бедственного положения.

3. Записав на бумаге травмирующее событие, человек делает 1-ые умозаключения, 1-ые выводы, приостанавливая тем процесс сужения сознания, соответствующий для человека в ситуации сильного стресса.

4. Совершается акт принятия неудачи; описав свое состояние, человек смиряется со случившимся (перестает «посыпать голову пеплом»).

5. Начинается анализ положения, который значит понижение чувственной напряженности за счет включения в действие умственного компонента сознания.

6. Попавший в неудачу может начинать действовать – у него умеренно работают и мыслительный, и чувственный аппараты, можно подключать деятельностный.

Оптимальный анализ, визуализация событий, глас рассудка посодействовали Робинзону – поначалу он смирился со своим положением, а потом стал находить выход из сложившейся ситуации. Мы имеем красивый литературный пример, как можно «вытащить себя за волосы» в кризисной ситуации.

Психотерапевтический опыт литературного героя полностью способен посодействовать человеку в преодолении других, но более тяжелых ситуаций, которые не так редки в нашей жизни, тем паче в данный век катастроф.

Добавить комментарий