TwitterFacebookPinterestGoogle+

Переправы

Дви­же­ние по ре­ке
В не­зна­ко­мой ме­ст­но­сти лю­бую реч­ку мож­но ис­поль­зо­вать в ка­че­ст­ве ори­ен­ти­ра либо в ка­че­ст­ве пу­ти пе­ре­дви­же­ния, по­сколь­ку этот путь обес­пе­чи­ва­ет до­воль­но точ­ный мар­шрут и обыч­но вы­во­дит к на­се­лен­ным пунк­там. Ре­ка мо­жет слу­жить ис­точ­ни­ком пи­щи и пить­е­вой во­ды, а так­же пре­дос­тав­ля­ет воз­мож­ность пе­ре­дви­же­ния в лод­ке либо на пло­ту. В этом слу­чае ва­ше пе­ре­дви­же­ние бу­дет от­кры­тым, вас мо­гут ско­рее об­на­ру­жить. Но при не­об­хо­ди­мо­сти мас­ки­ров­ки будь­те го­то­вы пе­ре­хо­дить ре­ки вброд, ид­ти в об­ход, про­би­вать­ся че­рез гус­тые за­рос­ли по бе­ре­гам. Ес­ли вы сле­дуе­те по ре­ке в гор­ной ме­ст­но­сти, ори­ен­ти­руй­тесь по во­до­па­дам, об­ры­вам и при­то­кам. На рав­ни­не ре­ки обыч­но бо­лее из­ви­ли­сты, ок­ру­же­ны бо­ло­та­ми либо кус­тар­ни­ком. Тут ма­ло ве­ро­ят­но­сти най­ти ори­ен­ти­ры.

Дви­же­ние по по­бе­ре­жью либо повдоль бе­ре­га
Пе­ре­дви­же­ние по по­бе­ре­жью — дол­гий околь­ный путь, од­на­ко бе­рег яв­ля­ет­ся хо­ро­шим ис­ход­ным пунк­том для ори­ен­ти­ров­ки, а так­же ме­стом, где мож­но най­ти се­бе пи­щу и кров.

Пре­одо­ле­ние гус­той рас­ти­тель­но­сти
Про­дви­гать­ся че­рез гус­той под­ле­сок и джунг­ли не­об­хо­ди­мо толь­ко с опу­щен­ны­ми ру­ка­ва­ми. Это по­мо­жет из­бе­жать сса­дин и ца­ра­пин.

В даль­ней­шем из­бе­жать ца­ра­пин, си­ня­ков и не по­те­рять на­прав­ле­ние и уве­рен­ность мож­но, ис­поль­зуя так на­зы­вае­мый «зор­кий глаз». Не со­сре­до­та­чи­вай­те вни­ма­ния на де­ревь­ях и кус­тар­ни­ке, на­хо­дя­щих­ся пря­мо пе­ред ва­ми. Уст­ре­ми­те взор даль­ше, за пре­де­лы то­го, что не­по­сред­ст­вен­но ок­ру­жа­ет вас, и смот­ри­те не на за­рос­ли, а через их. Пе­рио­ди­че­ски ос­та­нав­ли­вай­тесь и смот­ри­те под но­ги.

Будь­те ос­то­рож­ны, мед­лен­но и ме­то­ди­че­ски про­дви­гай­тесь по гус­то­му ле­су либо джунг­лям, пе­рио­ди­че­ски ос­та­нав­ли­вай­тесь, что­бы при­слу­шать­ся и со­ри­ен­ти­ро­вать­ся. Про­би­ра­ясь через за­рос­ли, поль­зуй­тесь но­жом либо те­са­ком, но не ру­би­те вет­ки без не­об­хо­ди­мо­сти. В ле­су шум слы­шен на боль­шом рас­стоя­нии; его мож­но умень­шить, ес­ли ру­бить кус­тар­ник уда­ром ввысь. Раз­дви­гать за­рос­ли мож­но пал­кой, но так, что­бы не по­тре­во­жить му­равь­е­в-со­ле­ноп­си­сов. Под­ни­ма­ясь по скло­ну, не хва­тай­тесь за кус­ты, потому что на их мо­гут быть ко­люч­ки либо ост­рые ши­пы.

Мно­гие ди­кие жи­вот­ные ле­сов и джунг­лей пе­ре­дви­га­ют­ся по из­ви­ли­стым и пе­ре­се­каю­щим­ся тро­пам, ко­то­рые час­то ве­дут к во­де либо на по­ля­ны. При воз­мож­но­сти их сле­ду­ет ис­поль­зо­вать, либо на­обо­рот, из­бе­гать. Ес­ли же вы поль­зуе­тесь тро­па­ми, то не при­дер­жи­вай­тесь их сле­по. Час­то про­ве­ряя ази­мут, убе­ди­тесь, что эти тро­пы ве­дут в нуж­ном на­прав­ле­нии.

За­ле­зая на де­ре­во для ве­де­ния на­блю­де­ния либо до­бы­чи пло­дов для пи­та­ния, дер­жи­тесь бли­же к ство­лу, по­сколь­ку тут вет­ви проч­нее.

Ли­нии элек­тро­пе­ре­дач
Во мно­гих стра­нах элек­тро- и те­ле­фон­ные ли­нии на про­тя­же­нии мно­гих ки­ло­мет­ров про­хо­дят че­рез ма­ло­на­се­лен­ную ме­ст­ность. Обыч­но про­дви­гать­ся в та­ких мес­тах мож­но до­воль­но сво­бод­но, ис­поль­зуя рас­чи­щен­ные про­се­ки для этих ли­ний. Од­на­ко сле­ду­ет со­блю­дать ос­то­рож­ность, что­бы из­бе­жать воз­мож­ных травм либо ос­лож­не­ний, свя­зан­ных с элек­тро­то­ком.

Пе­ре­ход по снеж­ным по­лям и лед­ни­ку
Са­мый бы­ст­рый спо­соб спус­ка с кру­то­го скло­на, по­кры­то­го сне­гом, это спуск на но­гах с ис­поль­зо­ва­ни­ем то­по­ри­ка либо креп­ко­го шес­та (дли­ной при­мер­но в 1,5 м) в ка­че­ст­ве опо­ры. То­по­ри­ком либо шес­том мож­но так­же оп­ре­де­лить на­ли­чие рас­се­лин (тре­щин на льду).

Как пра­ви­ло, рас­се­ли­ны бы­ва­ют под пря­мым уг­лом к на­прав­ле­нию дви­же­ния лед­ни­ка. Обыч­но их мож­но обой­ти, по­сколь­ку они ред­ко пе­ре­се­ка­ют весь лед­ник. Ес­ли лед­ник по­крыт сне­гом, на­до быть осо­бен­но ос­то­рож­ным. Ес­ли дви­га­ет­ся груп­па, то в этом слу­чае все ее чле­ны долж­ны ид­ти в связ­ке. По воз­мож­но­сти из­бе­гай­те лед­ни­ков и уча­ст­ков с боль­ши­ми рас­се­ли­на­ми.

Пе­ре­дви­же­ние по кру­то­му скло­ну, по­кры­то­му сне­гом, об­лег­ча­ет­ся, ес­ли пе­ре­се­кать его по диа­го­на­ли, вы­тап­ты­вая но­га­ми сту­пень­ки. Од­на­ко ос­те­ре­гай­тесь об­ва­лов, осо­бен­но в пе­ри­од ве­сен­ней от­те­пе­ли либо по­сле сне­го­па­да. Пе­ре­дви­га­ясь в том мес­те, где есть опас­ность об­ва­лов, дер­жи­тесь даль­ше от скло­на, а ес­ли его на­до пе­ре­сечь, иди­те как мож­но вы­ше. Под­ни­ма­ясь на склон, дер­жи­тесь пря­мо. По­пав в снеж­ный об­вал, де­лай­те пла­ва­тель­ные дви­же­ния, что­бы ос­тать­ся на по­верх­но­сти.

При пе­ре­хо­де че­рез снеж­ные по­ля в го­рах сле­ду­ет опа­сать­ся сви­саю­щих вы­сту­пов сне­га с под­вет­рен­ной сто­ро­ны. Эти на­вис­шие глы­бы сне­га не вы­дер­жат вас; обыч­но их мож­но за­ме­тить с под­вет­рен­ной сто­ро­ны, в то вре­мя как с на­вет­рен­ной сто­ро­ны вы мо­же­те ви­деть толь­ко слег­ка за­круг­лен­ный, по­кры­тый сне­гом гре­бень го­ры. Пе­ре­дви­гай­тесь по греб­ню с на­вет­рен­ной сто­ро­ны ни­же ли­нии на­вис­ших глыб.

Пе­ре­пра­ва че­рез ре­ку
Во всех слу­ча­ях, кро­ме пе­ре­дви­же­ния по пус­ты­не, все­гда есть ве­ро­ят­ность то­го, что вам при­дет­ся пе­ре­прав­лять­ся че­рез ре­ки либо вод­ные пре­гра­ды. Вод­ное пре­пят­ст­вие мо­жет быть от не­боль­шо­го, про­те­каю­ще­го по до­ли­не ру­чья глу­би­ной до ло­дыж­ки до стре­ми­тель­ной ре­ки, бе­ру­щей на­ча­ло с лед­ни­ка либо по­лей веч­но­го сне­га. Тот, кто зна­ет, как пре­одо­ле­вать та­кие пре­пят­ст­вия, мо­жет с ус­пе­хом пе­ре­хо­дить са­мые бур­ные ре­ки.

Пре­ж­де чем вой­ти в ре­ку, оп­ре­де­ли­те тем­пе­ра­ту­ру во­ды в ней. Ес­ли во­да очень хо­лод­ная и нет мел­ко­го бро­да, то не сле­ду­ет пы­тать­ся пе­ре­хо­дить ре­ку вброд, потому что хо­лод­ная во­да мо­жет лег­ко вы­звать шо­ко­вое со­стоя­ние, ко­то­рое ино­гда при­во­дит к вре­мен­но­му па­ра­ли­чу. При от­сут­ст­вии бро­да по­ста­рай­тесь сде­лать им­про­ви­зи­ро­ван­ную пе­ре­пра­ву, сва­лив де­ре­во в ре­ку либо по­стро­ив про­стой плот.

Пре­ж­де чем по­пы­тать­ся пе­ре­пра­вить­ся че­рез ре­ку, под­ни­ми­тесь на вы­со­кое ме­сто и вы­яс­ни­те:

    ха­рак­тер те­че­ния ре­ки и мес­та, где она, воз­мож­но, рас­па­да­ет­ся на ру­ка­ва;
    есть ли пре­пят­ст­вия на дру­гом бе­ре­гу, ко­то­рые мо­гут по­ме­шать пе­ре­дви­же­нию. На­меть­те ме­сто на про­ти­во­по­лож­ном бе­ре­гу, где ид­ти лег­че и безо­пас­ней;
    нет ли под­вод­ных кам­ней в ре­ке, ука­зы­ваю­щих на на­ли­чие по­ро­гов либо кань­о­нов;
    нет ли гус­тых за­рос­лей, что ука­зы­ва­ет на са­мую глу­бо­кую часть ре­ки.

При вы­бо­ре мес­та пе­ре­пра­вы пом­ни­те о сле­дую­щем:

    сле­ду­ет на­ме­чать пе­ре­пра­ву под уг­лом при­мер­но 45° про­тив те­че­ния ре­ки;
    не пы­тай­тесь пе­ре­хо­дить ре­ку чуток вы­ше глу­бо­ко­го либо бы­ст­ро­го мес­та либо ря­дом с ним;
    все­гда пе­ре­хо­ди­те ре­ку там, где в слу­чае, ес­ли вы упа­де­те, вас вы­не­сет на по­ло­гий бе­рег либо от­мель;
    ста­рай­тесь из­бе­гать ка­ме­ни­стых мест, потому что па­де­ние мо­жет при­вес­ти к серь­ез­ной трав­ме, од­на­ко оди­ноч­ный ка­мень в ре­ке мо­жет, на­обо­рот, по­мочь вам пе­ре­брать­ся че­рез нее.

Спо­со­бы пе­ре­пра­вы че­рез ре­ку
Пе­ре­ход вброд. Пре­ж­де чем вой­ти в во­ду, сни­ми­те обувь и нос­ки, а за­тем сно­ва на­день­те толь­ко бо­тин­ки. Не рис­куй­те: вы мо­же­те по­ра­нить но­ги об ост­рые кам­ни либо пал­ки. В ка­че­ст­ве опо­ры ис­поль­зуй­те проч­ный шест. Дер­жи­те его на­прав­лен­ным про­тив те­че­ния для то­го, что­бы раз­бить по­ток. Шест по­мо­га­ет так­же бо­лее уве­рен­но сту­пать по дну и мо­жет быть ис­поль­зо­ван для про­вер­ки дна ре­ки с це­лью об­на­ру­же­ния впа­дин и ям.

Пре­одо­ле­ние ре­ки вплавь. Плы­ви­те брас­сом, на спи­не либо на бо­ку. При этих спо­со­бах пла­ва­ния дви­же­ния бес­шум­ны, ме­нее уто­ми­тель­ны по срав­не­нию с дру­ги­ми спо­со­ба­ми и, кро­ме то­го, мож­но пе­ре­пра­вить не­боль­шой узел с оде­ж­дой либо сна­ря­же­ни­ем. Ес­ли воз­мож­но, сни­ми­те оде­ж­ду и сна­ря­же­ние и пе­ре­правь­те их че­рез ре­ку на пло­ти­ке. Иди­те вброд, по­ка во­да не бу­дет вам по грудь, по­том плы­ви­те. Ес­ли бе­рег ре­ки слиш­ком об­ры­ви­стый и ре­ка глу­бо­ка, за­хо­ди­те в нее мед­лен­но, что­бы не на­сту­пить на ко­ря­гу и не свалиться, спо­ткнув­шись о на­хо­дя­щие­ся в во­де пре­пят­ст­вия. На глу­бо­ких мес­тах при бы­ст­ром те­че­нии пе­ре­плы­вай­те ре­ку на­ис­ко­сок по те­че­нию. Ес­ли нуж­на мас­ки­ров­ка, ис­поль­зуй­те вет­ки кус­тар­ни­ка.

Ес­ли вы не мо­же­те плыть, у вас есть воз­мож­ность фор­си­ро­вать ре­ку, поль­зу­ясь под­руч­ны­ми сред­ст­ва­ми. К ним от­но­сят­ся:

Оде­ж­да. Сни­ми­те брю­ки в во­де; за­вя­жи­те уз­лом ка­ж­дую шта­ни­ну и за­стег­ни­те ши­рин­ку; возь­ми­те брю­ки за по­яс с од­ной сто­ро­ны и ши­ро­ко взмах­ни­те ими, под­няв над го­ло­вой и опус­тив впе­ред так, что­бы они от­кры­той по­яс­ной ча­стью тя­же­ло шлеп­ну­лись о во­ду. В ка­ж­дую шта­ни­ну по­па­дет воз­дух. Ес­ли в той об­ста­нов­ке, в ко­то­рой вы на­хо­ди­тесь, шум не име­ет зна­че­ния, пры­гай­те в во­ду, дер­жа брю­ки пе­ред со­бой.

Бал­лон из по­ли­эти­ле­но­вой плен­ки. Это плав­сред­ст­во из­го­тав­ли­ва­ет­ся из ру­ло­на по­ли­эти­ле­но­вой плен­ки, свер­ну­той в два слоя. Кон­цы со­би­ра­ют­ся и фик­си­ру­ют­ся ре­зи­но­вым жгу­том. Воз­дух на­ка­чи­ва­ет­ся че­рез ме­тал­ли­че­ский шту­цер. Та­кой же бал­лон мож­но из­го­то­вить из про­ре­зи­нен­ной тка­ни, па­ра­шют­но­го ка­про­на.

Брев­на либо дос­ки. Пре­ж­де чем ис­поль­зо­вать де­ре­вян­ные пред­ме­ты для пе­ре­пра­вы че­рез ре­ку, про­верь­те их пла­ву­честь. Это осо­бен­но важ­но в тро­пи­ках, по­сколь­ку боль­шин­ст­во де­ревь­ев в тро­пи­ках, в осо­бен­но­сти паль­мы, то­нут да­же в том слу­чае, ко­гда де­ре­во су­хое.

Пе­ре­пра­ва на пло­ту. Пе­ре­пра­ва че­рез ре­ку на пло­ту яв­ля­ет­ся наи­бо­лее древ­ним и час­то безо­пас­ным и бы­ст­рым спо­со­бом пре­одо­ле­ния вод­ных пре­град. Од­на­ко со­ору­же­ние пло­та в ус­ло­ви­ях борь­бы за вы­жи­ва­ние очень уто­ми­тель­ный труд, тре­бую­щий мно­го вре­ме­ни, осо­бен­но ес­ли нет со­от­вет­ст­вую­ще­го ин­ст­ру­мен­та и по­мо­щи. Пло­ты мож­но де­лать из су­хо­стой­ных де­ревь­ев, бам­бу­ка либо кус­тар­ни­ка.

Луч­ше все­го пло­ты де­лать из елей. Плот мож­но по­стро­ить без гвоз­дей и ве­ре­вок, ес­ли у вас есть то­пор и ножик.

За­пом­ни­те, что для 3-х че­ло­век плот дол­жен быть 3,6 м дли­ной и 1,8 м ши­ри­ной.

Строй­те плот на 2-ух спус­ко­вых брев­нах, ус­та­нов­лен­ных на­клон­но к бе­ре­гу. Об­те­ши­те брев­на то­по­ром, что­бы ос­таль­ные брев­на, из ко­то­рых бу­дет со­сто­ять плот, ров­но ле­жа­ли на их.

Вы­ру­би­те по два сме­щен­ных па­за с 2-ух сто­рон ка­ж­до­го брев­на на обо­их его кон­цах (рис. 7).

РИС. 7. Сооружение плота из бревен

Па­зы де­ла­ют­ся тре­уголь­ной фор­мы, ши­ро­ки­ми в ос­но­ва­нии.

Что­бы скре­пить брев­на пло­та, про­пус­ти­те че­рез ка­ж­дый паз трех­гран­ную по­пе­ре­чи­ну, дли­на ко­то­рой при­мер­но на 30 см боль­ше, чем ши­ри­на пло­та. Брев­на пло­та со­еди­ня­ют­ся сна­ча­ла с од­ной сто­ро­ны, по­том с дру­гой.

За­кре­пи­те (свя­жи­те) вме­сте вы­сту­паю­щие кон­цы 2-ух по­пе­ре­чин на ка­ж­дом кон­це пло­та, что­бы обес­пе­чить до­пол­ни­тель­ную проч­ность. Ко­гда плот по­па­да­ет в во­ду, по­пе­ре­чи­ны на­бу­ха­ют, свя­зы­вая брев­на проч­но ме­ж­ду со­бой.

Ес­ли по­пе­ре­чи­ны слиш­ком сво­бод­но си­дят в па­зах, их не­об­хо­ди­мо за­кли­нить тон­ки­ми ку­соч­ка­ми су­хо­го де­ре­ва. Они раз­бух­нут, ко­гда на­мок­нут, и тем са­мым за­кре­пят по­пе­ре­чи­ны.

Да­же при на­ли­чии то­по­ра этот вид ра­бо­ты тре­бу­ет уме­ния и боль­шой за­тра­ты вре­ме­ни. Бо­лее про­стой и бы­ст­рый спо­соб — это ис­поль­зо­ва­ние «сдав­ли­ваю­щих ба­лок», ко­то­рые свя­зы­ва­ют­ся по обо­им кон­цам и удер­жи­ва­ют брев­на пло­та (рис. 8).

РИС. 8. Сооружение плота методом «сдавливающих балок»

Хо­ро­ший проч­ный плот мож­но из­го­то­вить из бам­бу­ка. Бам­бук ле­гок, уп­руг и лег­ко ре­жет­ся.

Лег­ко сде­лать от­лич­ный плот из бре­зен­та, по­лот­ни­ща ма­лой па­лат­ки либо дру­го­го во­до­не­про­ни­цае­мо­го ма­те­риа­ла, со­ору­див ра­му из ве­ток кус­тар­ни­ка.

В се­вер­ных рай­онах зи­мой се­ре­ди­на ре­ки мо­жет не за­мер­зать бла­го­да­ря бы­ст­ро­му те­че­нию. Пе­ре­пра­вить­ся че­рез та­кую ре­ку мож­но на льди­не, ис­поль­зо­вав ее в ка­че­ст­ве пло­та, пред­ва­ри­тель­но от­ко­лов льди­ну с по­мо­щью то­по­ра либо да­же шес­та (ес­ли во льду есть тре­щи­на) от бе­ре­го­во­го льда. Раз­мер та­ко­го пло­та дол­жен быть при­мер­но 2×3 м. Для пе­ре­дви­же­ния че­рез от­кры­тую часть ре­ки ис­поль­зу­ют шест.

Пре­одо­ле­ние стрем­нин либо рек с бы­ст­рым те­че­ни­ем. Пе­ре­плы­вать ре­ку в мес­тах стрем­нин либо бы­ст­ро­го те­че­ния не так слож­но, как мо­жет по­ка­зать­ся. На мел­ких стрем­ни­нах ляг­те на спи­ну так, что­бы но­ги бы­ли на­прав­ле­ны вниз по те­че­нию, те­ло ле­жа­ло го­ри­зон­таль­но, ру­ки по бед­рам. Ру­ка­ми де­лай­те дви­же­ния по­доб­но то­му, как тю­лень ра­бо­та­ет свои­ми лас­та­ми. На глу­бо­ких стрем­ни­нах плы­ви­те на жи­во­те, стре­мясь при­стать к бе­ре­гу, ко­гда это воз­мож­но. Сле­ди­те, за мес­та­ми, где схо­дят­ся по­то­ки: вас мо­жет за­тя­нуть в опас­ные во­до­во­ро­ты, ко­то­рые они об­ра­зу­ют.

Пе­ре­прав­лять­ся на пло­ту че­рез глу­бо­кую и бы­ст­рую ре­ку це­ле­со­об­раз­но на из­лу­чи­не, ис­поль­зо­вав си­лу те­че­ния и при­вя­зав плот под уг­лом по ти­пу воз­душ­но­го змея (рис. 9).

РИС. 9. Переправа через реку на излуке: 1 — направление течения; 2 — сила течения

Этим спо­со­бом поль­зу­ют­ся, ко­гда пе­ре­прав­ля­ет­ся не­сколь­ко че­ло­век. При всем этом не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать сле­дую­щее:

плот дол­жен быть при­вя­зан под уг­лом к те­че­нию;
дли­на ве­рев­ки от мес­та ее за­кре­п­ле­ния долж­на быть в 7-8 раз боль­ше ши­ри­ны ре­ки;
ве­рев­ку сле­ду­ет при­кре­п­лять к пло­ту та­ким об­ра­зом, что­бы иметь воз­мож­ность ре­гу­ли­ро­вать ее дли­ну и из­ме­нять угол кре­п­ле­ния пло­та для то­го, что­бы при не­об­хо­ди­мо­сти мож­но бы­ло вер­нуть­ся на пер­вый бе­рег.

Пре­одо­ле­ние при­боя. При при­бли­же­нии к бе­ре­гу вол­ны ста­но­вят­ся вы­ше и ко­ро­че. Часть вол­ны, об­ра­щен­ная к бе­ре­гу, из­ги­ба­ет­ся и раз­би­ва­ет­ся, вы­бра­сы­вая во­ду на бе­рег. Боль­шие вол­ны раз­би­ва­ют­ся даль­ше от бе­ре­га.

При уме­рен­ном при­бое плы­ви­те впе­ред с не­боль­ши­ми вол­на­ми (гре­бень вол­ны под­ни­мет ва­ше те­ло); по­сле то­го как гре­бень вол­ны про­шел и вол­на еще не раз­би­лась, ны­ряй­те вниз.

При силь­ном при­бое плы­ви­те к бе­ре­гу в про­ме­жут­ках ме­ж­ду вол­на­ми. Ко­гда под­хо­дит сле­дую­щая вол­на, по­вер­ни­тесь ли­цом к ней, ныр­ни­те, за­тем по­вер­ни­тесь к бе­ре­гу и плы­ви­те к не­му, ко­гда вол­на про­шла.

Ес­ли вол­ны боль­шие, то об­рат­ный по­ток на­сту­паю­щей вол­ны мо­жет быть опас­ным. Ес­ли вы по­па­де­те в этот по­ток, не пы­тай­тесь плыть про­тив не­го. Плы­ви­те вме­сте с ним. Ес­ли по­па­де­те под не­го, под­ни­ми­тесь на по­верх­ность и дви­гай­тесь к бе­ре­гу на греб­не сле­дую­щей вол­ны.

Пре­одо­ле­ние зы­бу­чих пес­ков, тря­си­ны, бо­лот. Та­кие пре­пят­ст­вия ча­ще все­го встре­ча­ют­ся в тро­пи­ках и суб­тро­пи­ках. На тря­си­не нет ни­ка­кой рас­ти­тель­но­сти; обыч­но на ней не мо­жет удер­жать­ся да­же ка­мень. Ес­ли вы не мо­же­те обой­ти это пре­пят­ст­вие, по­пы­тай­тесь со­ору­дить пе­ре­пра­ву, ис­поль­зо­вав брев­на, вет­ви либо ли­ст­ву. Ес­ли под ру­кой нет ни­че­го из вы­ше­пе­ре­чис­лен­но­го, фор­си­руй­те это пре­пят­ст­вие сле­дую­щим об­ра­зом: ло­жи­тесь ли­цом вниз, рас­ки­нув ру­ки, и нач­ни­те плыть либо про­би­рать­ся впе­ред че­рез тря­си­ну, дер­жа те­ло го­ри­зон­таль­но. Та­ким же спо­со­бом мож­но пре­одо­ле­вать зы­бу­чие пес­ки.

Добавить комментарий