TwitterFacebookPinterestGoogle+

Особенности горных рек для переправы

Особенности рек в горных районах и предгорьях страны обус­ловлены сначала источниками их питания. Это оказы­вает воздействие на последующие свойства реки.

Зимой уровень воды в горных реках резко понижается, скорость течения падает, а участки поверхности реки с более размеренным дви­жением воды леденеют. Летом в верховьях реки больший уровень воды наблюдается в самые горячие месяцы — июле и августе. Для горных рек типично и суточное изменение уров­ня воды, которое летом, в горячие солнечные деньки может превы­сить в верховьях 50 см. Вода в реке начинает прибывать после восхода солнца и добивается максимума сначала 2-ой половины денька—в 15—16 ч. Чем поближе к зоне таяния снежников и ледников, тем ранее подымается уровень воды. Для средней части тече­ния реки, т. е. далековато от источников ее питания, наибольший уровень воды наблюдается с 16—17 ч и до самой мглы. Но уже в позже вечернее время, а тем паче ночкой, когда процесс таяния снега и льда в горах резко сокращается из-за снижения температуры воздуха, уровень воды начинает понижаться, достигая малого значения к началу рассвета. Потому наибо­лее целесообразное время для переправы вброд — утренние ча­сы — с 5 до 9 часов.

В период облачной холодной и без осадков погоды уро­вень воды меняется некординально, практически не отличаясь от мак­симального дневного значения.

Во время дождиков либо теплых ветров (фенов) уровень воды меняется очень резко, независимо от времени суток. Продол­жительные ливневые дождики приводят даже к паводкам, в резуль­тате которых могут быть снесены временные мосты и кладки.

В верховьях реки сила потока, также глубина русла относительно невелики. В русле реки, обычно, много больших камешков. В утренние часы они закрыты водой не стопроцентно. Все это позволяет довольно просто органи­зовать переправу вброд либо над водой по камням.

В средней части течения сила потока существенно растет за счет стока в основное русло реки горных ручьев с окружающих равнину хребтов. Сильное течение увлекает вниз по равнине даже огромные камешки; над водой высятся только более круп­ные из их. Возможность переправы вброд, также по камням тут существенно сокращается, целесообразны только перепра­вы над водой.

В нижней части течения реки в связи с предстоящим увели­чением ширины и глубины русла и неким понижением ско­рости потока рекомендуется организовывать переправы по воде:

на плотах, лодках, при помощи надувных средств (при скорости течения не выше 2,5 м/с).

Сильный поток, кроме конкретного воздействия на переправляющегося вброд туриста (о чем будет сказано ниже), влияет и на устойчивость камешков. Довольно неболь­шого дополнительного движения со стороны туриста: опоры, уда­ра ногой при переправе вброд, прыжка при переправе над водой, чтоб нестабильно лежащие камешки пришли в движение. Но не только лишь сам передвигающийся камень может сбить туриста с ног, при­давить либо заклинить его ногу. Попытка избежать встречи с дви­жущимся камнем приводит к потере равновесия, а резвое тече­ние здесь же сбивает туриста с ног. Упавший в воду турист, несмот­ря на страховку, может получить травму в итоге ударов о камешки при неуправляемом движении в бурном потоке.

Если у значитель­ного количества рек Кавказа, Алтая и Центрального Тянь-Шаня в обыденных критериях при глубине потока 50—60 см прозрачность воды позволяет разглядеть нрав дна, то у горных рек Па­мира, Северного и Западного Тянь-Шаня, Памиро-Алая и Фанских гор из-за наличия в воде мелких взвешенных частиц земли и легкоразмываемых пород дно не просматривается даже на малозначительной глубине. В периоды дождиков, также весной во время сильного таяния снега на склонах окружающих доли­ну реки хребтов, схода к реке грунтовых лавин такое явление типично для всех рек горных районов и предгорий.

Когда дна реки не видно, турист, выбирая опоры для очеред­ного шага, должен практически прощупывать ногой каждый ка­мень, расположенный по траектории. Совсем масса тела на эту ногу переносится только после опробования выбран­ной опоры на крепкость и возможность упора, выдерживающего поток воды.

Время допустимого пребывания человека в прохладной воде находится в зависимости от степени погружения тела и, в некой степени, от закалки организма. Так, при погружении по колено в воду, имеющую температуру плюс 5°С, это время не должно превосходить 12—15 мин. Но в верховьях горной реки вбли­зи зоны таяния снежников и льда температура воды часто па­дает до плюс 2°С. Даже недолговременное пребывание в таковой воде рассеивает внимание туриста, принуждает, вопреки элемен­тарным требованиям обеспечения безопасности, двигаться ско­рее, не уделяя подабающего внимания страховке.

Во время сложной переправы вброд через широкую водную преграду в критериях долгого пребывания в воде следует из­бегать резких движений, потому что упругость связочно-сумочного аппарата ног при охлаждении резко понижается, возможность травматизма увеличивается. В том числе и по этой причине достаточ­но сложные переправы нужно совершать не только лишь в обу­ви, да и в носках.

На нрав горных рек существенное влияние  оказывает рельеф дна равнины.

Каменистое, неровное дно

присваивает движению воды турбулент­ный (хаотичный) нрав, содействующий некому понижению общей скорости потока. Вкупе с тем, огромные камешки разбивают поток на отдельные струйные течения, скорость дви­жения которых может превысить наивысшую скорость тече­ния неразветвленной части потока.

затрудняют спуск к воде и подъем на проти­воположный сберегал переправляющегося, натяжение на подходящей высоте над поверхностью потока перил для переправы осталь­ных участников.

Скорость движения потока

из-за того, что дно горной равнины, в особенности в верховьях, имеет значимый перепад высот, может достигать 6—7 м/с. На отдельных участках (в теснинах либо кань­онах), также на отвесах, где поток преобразуется в водопад, скорость движения воды еще выше.

Неровное, каменистое и непроглядываемое дно, низкая тем­пература воды, движение, камешков по дну реки, крутое берега, шум воды рассеивают внимание переправляющегося, не дают воз­можности руководителю корректировать передвижение туриста. Внимание туриста отвлекает и мелькание на солнце аква струй и бурунов. Мелькание вызывает даже у неких участ­ников головокружение и утрату ориентировки. Все это серьезно осложняет туристам преодоление суровой аква преграды.

Но самая основная сложность и опасность  при переправе вброд — сила воздействия потока, определяемая рядом факто­ров, важными из которых являются скорость течения и глу­бина реки (рис. 1).

Крутые берега

СКОРОСТЬ ТЕЧЕНИЯ, М/С

Рис. 1. Зависимость силы воздействия потока на туриста от скорости течения воды и глубины погружения человека

1 — глубина погружения до колена; 2 — до паха; 3 — до пояса

При переправе вброд в верховьях горной реки сила воздей­ствия потока на туриста имеет последующие величины (табл. 1).

Крутые берега

Величина силы потока, способного сбить человека  с ног, должна быть больше либо равна силе трения ног туриста о дно реки. На силу трения оказывают влияние масса человека, сила сцепления подошв с дном реки. Эта сила в свою очередь находится в зависимости от того — с босыми ногами турист либо в обуви, какая подошва: рядовая гладкая, профилированная либо отриконенная), от по­ложения ступней ног, величины и расположения камешков, харак­тера их поверхности (ровненькие, скользкие и т. д.). К уменьшению силы трения, начиная с глубины переправы порядка 0,8—1,0 м, приводит и уменьшение массы человеческого тела. Так, в момент погружения до пояса масса человека средней комплекции умень­шается приблизительно на 40 кг.

На силу воздействия потока влияют и габариты той части человеческого тела, которая погружена в воду. В этом слу­чае имеют значение комплекция туриста, его положение по отно­шению к сгустку, вид одежки (облегающая и нет), погружается дно ранца в воду либо нет и т. д. С учетом перечисленных мо­ментов получены последующие экспериментальные данные о силе воздействия потока (в кгс) на человека (масса 70 кг, глубина погружения до паха), при которой величина трения миниатюризируется до нуля, т. е. человека начинает сносить (табл. 2).

Крутые берега

Область значений силы потока, при которой вероятна орга­низация переправы вброд зависимо от глубины реки и ско­рости течения потока, показана на рис. 2.

Крутые берега

СКОРОСТЬТЕЧЕНИЯ, М/С,

Рис. 2. Степень угрозы переправы вброд зависимо от скорости течения, нрава дна реки, обуви и других причин (при глубине погружения туриста до паха)

Но туристы не должны рассчитывать на критические нагрузки, которые человек может выдержать в обыденных услови­ях. Неровное дно, нрав наклона поверхности камня, на кото­рый опирается турист, скользкие либо некрепко лежащие кам­ни, резкое изменение скорости течения воды при переправе вброд поблизости скопления огромных камешков, рывок провисшей (провиса­ющей) страховочной веревки в момент касания ею поверхности воды, вероятный удар камнем, который сильный поток тащит за собой по дну реки, в конце концов, низкая температура воды — все это может привести к потере стойкости, в итоге чего турист будет сбит с ног, даже при средних нагрузках.

У каждого туриста имеются свои данные (рост, масса, сила и опыт), определяющие его индивидуальную   «проходимость» аква преграды. Все же, подготовка к сложной перепра­ве и сама переправа вброд требуют от туристов сурового отно­шения.

Добавить комментарий