TwitterFacebookPinterestGoogle+

Ориентирование в горах

Выход на восхождение обычно осуществляется ранешным днем, в мгле. Света фонариков хватает только на то, чтоб осветить тропу под ногами, а искать общее направление ведущему приходится по памяти. Потому путь от бивака на 1-ые 1-2 часа должен быть разведан (просмотрен либо обозначен видными ориентирами) заблаговременно, в денек прихода на бивак. В особенности это принципиально для отделений значкистов, когда нахождение пути и поддержание рационального темпа движения могут быть поручены самим участникам, хотя и под наблюдением инструктора. Отряды новичков прогуливаются на отлично известные верхушки по обычным маршрутам, где задачку ориентирования решает командир отряда Бывалые командиры просматривают тропу заблаговременно, даже если он.) отлично известна по прошедшим годам. Размывы, случайные обвалы либо сели могут очень поменять и снаружи размеренный рельеф А находить обход в полутьме, да еще ведя за собой отряд, довольны тяжело, потому командиры (инструктор, управляющий) всегда решают меры, чтоб заблаговременно получить надежную информацию о состоянии пути и исключить утрату ориентировки.При подходе к началу маршрута следует выискать точкОриентирование в гораху обзора, откуда можно просмотреть маршрут либо его начало. Смысл таковой рекогносцировки в том, чтоб сверить представления о марш руте, выработанные во время подготовки и составления тактического плана, с тем, как смотрится маршрут в реальности. Как молвят, положить маршрут на гору. При рекогносцировке следует учитывать, что фотоснимки маршрута изготовлены, обычно. не с той точки стояния, где находится группа, а смещение даже в сотку метров может очень поменять внешний облик деталей. Прозрачность воздуха скрадывает перспективу, потому очень пристально следует оценивать сравнительную протяженность ближних и далеких участков скал и снега. После просмотра и обсуждения маршрут должен отпечатлеться в памяти каждого участника верно и ясно, с прикидкой во времени.

Если спуск намечен не по пути подъема, нужно уяснить и то место, где пересекутся пути спуска и подъема. Начало маршрута в горах маркировать не принято, группа сама выбирает логичный путь. В описаниях начало маршрута обычно привязывается к любым приметным ориентирам: кулуарам, гребням, соответствующей конфигурации скал либо снежников. При восхождениях отрядов новичков впереди действует группа разведки, оповещая командира о состоянии отдельных участков либо о неожиданных конфигурациях рельефа. Зачетные маршруты 1Б к. с. известны конкретно, и ориентировка изредка вызывает затруднения даже в тумане либо при густом снеге. Основными элементами ориентирования на маршруте служат соответствующие детали рельефа, контрольные туры, набор высоты, также дальние ориентиры: близстоящие верхушки, перевальные точки в купе с временем и скоростью передвижения по рельефу. Любой из этих частей, каким бы принципиальным он ни был, не может служить конкретной гарантией корректности определения точки стояния и направления движения. Детали рельефа не всегда поддаются конкретному истолкованию. Все кулуары похожи друг на друга. Один и тот же «жандарм» одному представляется жеребцом, а другому — петухом. Контрольный тур может быть поставлен группой, заблудившейся на этом участке 2-мя годами ранее. Оценка скорости движения и набора высоты нередко очень лична, сама высота определяется очень приближенно. Дальние ориентиры могут быть прикрыты тучами, да они и не очень помогают в ориентировании конкретно на маршруте. Потому уверенность в корректности ориентировки должна базироваться на непрерывности контроля за своим местоположением и на совпадении инфы по нескольким элементам ориентирования. При восхождениях значкистов и разрядников неотклонима схема маршрута в знаках УИАА .
При составлении схемы маршрут разбивается на отдельные участки, протяженность которых выбирают исходя из логики маршрута — от нескольких метров на сверхсложных горах до нескольких сотен метров на снежных плато либо осыпях. На рис. 13 приведена обычная схема маршрута. Для каждого участка указываются его номер, примерная сложность и протяженность в метрах, средняя крутизна в градусах. По мере надобности схема полностью либо ее отдельные участки могут быть прокомментированы дополнительными короткими надписями, помогающими в ориентировке (к примеру, «жандарм», «рогатка» либо «контрольный тур»). Прочерк в графе «Крючья» совсем не значит, что данный участок проходится без страховки, она может быть и не крючьевой. Для большинства маршрутов спуски не обозначаются знаками УИАА, ибо понятие трудности спуска становится очень относительным. Но все его соответствующие особенности и ориентиры — неотклонимы! На снежных склонах, ледниках и снежных плато ориентировка осуществляется в большей степени по далеким ориентирам: верхушкам, седловинам, перевалам, скальным выходам. На гребнях, ребрах и контрфорсах общая ориентировка изредка вызывает затруднения; детализированное ориентирование тоже сравнимо просто из-за наличия точных и соответствующих ориентиров. Положение резко изменяется при движении в тумане. Туман и метельная пелена очень искажают расстояние и делают неузнаваемыми даже отлично знакомые места, К тому же возникает давление на психику: человек привык чувствовать себя в пространстве, оценивая размеры и расстояния по сопоставлению с какими-то закоренелыми масштабами, а в тумане каждый видимый предмет существует сам по для себя, без фона, места и размера. Даже опытнейший альпинист может принять за недалекий камень целую гору, открывшуюся на несколько мгновений в туманном «окне», и напротив. Пурга либо туман на пологих снежных склонах так затрудняют ориентировку, что направление перестает быть беспристрастной реальностью. Наилучший выход — остановка либо даже временный бивак до возникновения «окон» и восстановления уверенной ориентировки. Из-за ограниченности обзора трудна ориентировка на крутых горах, в особенности с нависающими участками. В данном случае полезно заблаговременно, до выхода на крутые участки, наметить общее направление движения, предполагаемую высоту выхода ведущего, места организации страховки, соответствующие детали микрорельефа. Полезно также заглянуть в схему маршрута, где участки крутых скал даются довольно тщательно. В спортивном скалолазании различают макроориентирование, т. е. выбор главных направлений по ходу движения по горе, и микроориентирование, т. е. выбор точек опоры в границах нескольких шагов, А. Е, Пиратинский в книжке «Подготовка скалолаза» впрямую связывает резвую ориентацию на горе с уровнем техники лазанья, отмечая также важную роль внимательного просмотра пути и его мысленного прохождения. В альпинизме на сложных участках ведущий идет под наблюдением других участников группы, которые имеют возможность корректировать выбор направления.
Сразу после выхода на верхушку и ознакомления с содержанием записки («туда ли пришли?») целенаправлено снова представить для себя пройденный маршрут, сопоставив реальный график прохождения с запланированным и отметив несоответствия меж описанием маршрута и его реальным состоянием сейчас. Такая корректировка поможет и для себя и другим, кому еще предстоит восхождение по данному маршруту. Время пребывания на верхушке, в особенности при неплохой погоде,- наилучшее для просмотра путей подходов к другим горам, восхождение на которые планируется в этом либо будущем сезоне. Полезным бывает и сравнение имеющихся орографических схем с реальным рельефом, видимым с верхушки. До спуска следует обсудить его направление и припомнить соответствующие особенности и приметные ориентиры на спуске, сопоставив свои представления с тем, что видно с горы. Если произошла задержка и группа вышла на верхушку существенно позднее намеченного времени, то путь спуска оценивается также исходя из убеждений наличия мест для организации вероятной ночевки. В альпинизме ошибки в ориентировании конкретно на маршруте почти всегда вызваны недостатками в тактической подготовке. Значкисты и младшие разрядники на сравнимо обычных маршрутах (2 и 3 к. с.) напористо отыскивают крутые горы и остальные трудности. Разрядники постарше на маршрутах посложнее упрямо ищут обходы крутых стенок. Такое рвение залезть на стенку либо в непростой камин, которые просто обходятся по полочкам, и настолько же упрямое желание обойти стену, хотя на нее нужно лезть и по логике и по описанию, содействуют сбою в ориентировке. Утыкаясь прямо в гору либо пытаясь выискать легкий, но алогичный обход, группа теряет обзор и при всем этом, плохо контролируя расход времени и высоту, теряет свое место на маршруте и способность верно оценить протяженность пройденного пути. В появившейся суете пропускаются контрольные туры, на деталях рельефа отыскивается несуществующее сходство с тем, что отмечено в описании. Таких ошибок реально избежать, если группа верно представляет для себя размещение главных мест маршрута, их нрав и желательный метод преодоления — в обход либо в лоб. Нужно сопоставлять сложность каждого определенного участка с категорией трудности всего маршрута и с тем, что дается схемой в знаках УИАА. На первых самостоятельных восхождениях рекомендуется чаще сверяться с описанием либо схемой, набирая опыт. Несколько слов о действиях группы в тех случаях, когда она удостоверилась, что ориентировка потеряна и маршрут остался кое-где в стороне. Утрата ориентировки совершенно не уникальность. Даже квалифицированная группа может заплутаться. Главным аспектом при оценке квалификации группы служит не сам факт утраты ориентировки, а деяния ее по устранению допущенной ошибки. Тут две главные угрозы: суетливость, время от времени переходящая в панику, и лень. Суетливость вызывает некритичный перебор случайных вариантов восстановления ориентации, в итоге чего может быть принято решение, усугубляющее ошибку. Лень также приводит к неприятностям. К примеру, группа, найдя, что она начала спуск не по тому кулуару, второпях решает продолжить спуск («авось перескочим») или пробует без набора высоты уйти траверсом в примыкающий кулуар, который представляется «правильным». В итоге спуск может занять день либо больше, в то время как оборотный подъем и вправду верный спуск отняли бы несколько часов. Поняв утрату ориентировки, нужно тормознуть и кропотливо обсудить, где и когда произошел сбой. Главное — отыскать разумное и обоснованное решение, которое позволит вернуть ориентировку и выйти на верный путь при бесспорном обеспечении безопасности. В большом большинстве случаев самым правильным и надежным решением служит возврат к какому-либо ориентиру, заранее принадлежащему правильному маршруту. В тактическом плане восхождения всегда предусматривается ясное изложение сведений об узловых элементах маршрута: наличие и нрав на техническом уровне сложных (главных) мест, размещение контрольных туров, направление и нрав спуска. Гарантией правильного ориентирования служит выполнение тактического плана при непрерывном анализе соответствия меж описанием и реальным положением группы в пространстве и времени. Более надежной гарантией считается наличие в группе опытнейшего инструктора, не один раз бывавшего на маршруте. Но бывает, что и инструкторы теряют ориентировку на узнаваемых маршрутах. Время от времени к этому приводят излишняя самоуверенность и утрата непрерывности контроля за своим местонахождением, а почаще — туманы либо метели. И все таки спина инструктора — прекрасный ориентир, практически абсолютная гарантия правильной ориентировки. Но в какой-то момент приходит момент, когда альпинист оказывается лицом к лицу со всеми трудностями и неожиданностями маршрута. Решение нужно принимать самому. Корректность самостоятельной ориентировки полностью предопределяется познаниями и коллективным опытом группы, тем опытом, который набран участниками во время учебно-тренировочных восхождений под управлением инструктора. Об этом всегда следует держать в голове и участникам, и инструкторам.

Добавить комментарий