TwitterFacebookPinterestGoogle+

Поход с минимумом снаряжения по Северному Кавказу

В более ранешних выездах мы тренировали способности в большей степени в одном месте, т.е. никуда не шли. В этом же выезде у нас был настоящий поход с минимумом снаряжения. Вес ранца ограничивался 5 кг. Мой весил 8 кг: 5 кг снаряги и 3 кг фотоаппарат с причиндалами. Ну и обычно мы не брали с собой палаток и пищи. Нас опять было трое.

Место деяния – северный Кавказ. Время года – начало Ноября. Мы шли в составе маленькой группы (7 человек), где всем хотелось в разной степени почувствовать тяготы выживания. У нас на троих был 1 спальник, 1 каремат, 1 гамак и 2 кусочка уже испытанного целофана. Посадились. Идет дождик. И мы пошли.

Лес в большей степени состоял из бука, каштана и дуба. По пути мы собирали каштаны и семечки бука (в простонародье – чинарики). Часть поедалась сходу, часть откладывалась на вечер. На высоте 900 метров внезапно начался снег. Мы прошли еще мало и решили ставить лагерь.

Видна граница, где уже не дождик, а снег
К погоде добавился к тому же маленький мороз. Все, что ранее было просто влажным, сейчас покрылось узкой коркой льда. И мы начали разводить огнь огнивом… Прошло 2 часа, от холода руки уже практически отказывали, к таковой погоде мы откровенно не были готовы.
Отчаявшись пожечь природные материалы, мы подожгли огнивом бумагу, и далее, по немножко начали создавать костер. Должен увидеть, что предоставленный себе уже достаточно самостоятельный на 1-ый взор костер погасал. Вся энергия огня уходила на согрев прохладных дров с ледяной корочкой, и на пламя уже ничего не оставалось. Приходилось повсевременно поддувать костер. Итого на создание костра ушло 3.5 часа, при этом мы не могли считать его чисто выживательским.

Вечернее отогревание и просыхание

К тому времени уже были почищены все отысканные каштаны, и у нас был один гриб. Еще до ужина некие ребята соблазняли нас курицей гриль, но мы гордо отказались, не пожелав попортить для себя всю концепцию. Сваренная похлебка из каштанов и гриба получила заглавие «Смерть Кощея» за ужасный темный цвет и излишек соли. Вареные каштаны напоминают сладкую картошку, из-за разных сахароз и крахмала — очень калорийны. Потому наелись мы от всего сердца. Пришла пора ночевать.

Беря во внимание опыт прошлых походов – сходу разбились на дежурство по 3 часа. Один человек спал в гамаке и в спальнике, 2-ой – на каремате у костра и обворачивался в целофан, засовывая ноги в пустой ранец. Ну а дежурный не давал для себя замерзнуть, поддерживая костер и собирая дрова, либо даже в состоянии полутранса бродя по лагерю и занимаясь неясно чем. 3 часа пролетали неприметно.Успеваешь за свою смену на сто процентов высушиться, попить чаю и даже помедитировать. Холодно, сердито, влажно. Но таки спали.

Утро — самое тяжелое время. Вылезать из спальника ну никак не охото.
Подъем в 7.00. Опять надменно отказались от жаркого кофе, приготовленного на горелке. Маршрут, по которому мы шли – был пользующимся популярностью, мы нередко встречали удовлетворенные сытые рожи из других групп. Некие из их даже разлюбезно предлагали испить с ними чаю с газовой горелки, но мы как обычно надменно отказались, заявив, что готовим все только на костре, разведенном огнивом из влажных дров. Идет дождик.
Денек подошел к концу, и мы, наполовину промокшие, стали ставить лагерь. Для ночевки избрали урожайное место – за полчаса собрали кило 2 большущих каштанов, которые не съели до сего времени. Включаем фанатизм: снова пытаемся развести огнь огнивом. Огнь развели, а костер – нет. Ставим для себя незачет.
Эта ночевка была самой комфортабельной. От ветра мы защитились 3-мя стенами из целофана и тента, соорудили ветрозащитные конструкции из камешков. Спать около костра было даже горячо.

Наше мегаукрытие. Если присмотреться — можно отыскать трёх человек на этом фото.

Начался и подошел к концу новый денек. Всегда идет дождик. Большая часть тур-групп уехало домой, совместно с ними и наша группа. Мы остались втроем. В точке отбытия нам пожертвовали хлеб и тушенку. Она была критичным аргументом, когда мы отказались испытывать рогатку на птицах. И наверное выручила несколько жизней. У нас собралось за эти 3 денька достаточно много всяческой природной пищи, потому мы вообщем не беспокоились за питание. Могли бы протянуть на одних только каштанах.

Мы направились далее. В этот момент мы были уже стопроцентно промокшими, но, бодро напевая «Уходит в ночь отдельный, десятый наш десантный батальон» пошли в ночь. Решили идти пока не кончатся силы. Нашей целью был выход к морю, мы уже издавна шли по асфальту. Но когда завершился асфальт, мы сообразили, что последние 20 км шли не по той дороге. Не там свернули. Сказалась вялость и рассеянность. Уже издавна стемнело. Ночевали без костра и ужина. В сеннике на чердаке чьего-то сарая, за полностью преодолимым забором. Ночкой мы время от времени пробуждались то от холода, то от того, что кто-то очень дрожал и тряс этим самым платформу на которой все лежали. Ушли до рассвета, чтоб не засветиться. На последующий денек мы удачно доехали на автобусе в пункт отбытия, расшугивая людей своим копченым запахом.

Выводы:

• Опять оправдал себя целофан. Мы акклиматизировались использовать его для сотворения ветрозащитных стен. Когда шли – заворачивали в целофан ранцы, что защищало их от дождика.
  • К огорчению, мы так и не попробовали разводить несколько костров в силу трудности их поддержания.
  • Гамак опять оправдал себя. Если имеется спальник, то в гамаке можно ночевать и без костра. У 1-го из приклнных ребят был самодельный гамак с вшитым в него теплоизолятором. Такое решение занимает больше места, зато более универсально. При желании можно спать на нем как на обыкновенном каремате.
  • Дежурство подтвердило свои положительные свойства. Время проходит стремительно. Дежурный успевает высушить у костра все свои вещи. Наблюдение за костром в ночной тишине здорово успокаивает. Поддерживая умеренно костер, дежурный обеспечивает размеренный теплый сон всем остальным. И всем спокойнее спать, зная, что ты не загоришься от костра, т.к. за этим кто-то смотрит.
  • Отдых. Мы третировали отдыхом и комфортом, и это вылилось для нас в критичную ошибку при ориентировании. Вялость и рассеянность – это очень плохо в критериях, когда нужно принимать принципиальные решения. В критериях реального выживания это может быть актуально принципиально. Потому мы учли на будущее – отдых и комфорт это не барство, не проявление беспомощности, а нужное средство сохранения ясности мысли и возможности принимать адекватные решения. Это, пожалуй, важнейший из опытов, приобретенных в этом походе.
  • Разведение огня. Мы так и не остались довольными собой в плане добычи огня. Твердо решили устраивать особые выезды с целью конкретно тренировки способностей разведения костров без спичек и из подручных природных материалов.