TwitterFacebookPinterestGoogle+

Кто такой Дьявол?

Сатана, Люцифер, Самаэль, Шайтан, Велиал, Азазель, Дьявол, Мефистофель, Чёрт  — согласно религиозным представлениям христианства и ислама, главный противник Бога и всех верных ему сил на небесах и на земле. В исламских источниках чаще носит название Шайтан. Согласно представлениям иудаизма, Сатана не является силой, независимой от Бога.

 

Происхождение терминов

  • Сатана‎, сатан — «препятствие», «противник». В ряде книг Ветхого Завета Сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника (см. Иов.1:6-12). В Евангелиях указывается, что Сатана пал с неба (Лк.10:18). Апостол Павел утверждает, что Сатана способен преображаться (transfigurat) в ангела света (in angelum lucis) (2Кор.11:14). В Апокалипсисе Сатана выступает как Дракон и Дьявол — предводитель темных ангелов в битве с архангелом Михаилом (Откр.12:7-9; 20:2,3, 7-9).
  • Люцифер, Луцифер (лат. Lucifer, слав. Денница) —  «светоносец», «сын зари» (см. Ис.14:12).
  • Дьявол —  лукавый, клеветник. В Новом Завете выступает как «князь мира сего». (Иоан.12:31).
  • Веельзевул (ивр. «Повелитель мух») — имя одного из ханаанейских божеств, упоминающегося в Ветхом Завете. В период написания Нового Завета было одним из принятых наименований сатаны в иудаизме (Матф.10:25; Матф.12:24).

Сатана — по религиозно-мифологическим, а также философским представлениям некоторых сатанистов, есть одно из проявлений Тьмы и Хаоса.

 

В основе веры в дьявола противопостав­ление двух начал — веры в доброго или злого бога. Поэтому синонимом слова «дьявол» часто было слово «противник» или антагонист. Дьявол воспринимался как носитель высшего зла, противостоя­щий христианскому богу.

 

В соответствии с христианским учением мир делится на царство божие и царство дьявола, между которыми идет постоянная борьба за господство над душами людей. Интересно, что ранние христиане не всегда представляли дьявола в виде человека. Вначале они считали, что дьявол — зверь, лишь похожий на человека, с ослиными ногами и копытами.

 

Но дьявол мог принять и облик леопар­да, медведя, лошади, волка и даже скор­пиона. «Лев рычал, как будто хотел на­пасть, буйвол, казалось, хотел поднять на свои рога, змея извивалась».

 

Дьявол сохранил черты традиционного мифологического персонажа, который имеет помощников на Земле и передает им свою силу и способность творить зло. Одним из них, например, является ведьма.

Вера в дьявола сохранилась до наших дней, Она проявляется в молитвах и дру­гих действиях верующих, направленных на то, чтобы обезопасить себя от влияния злых духов.

 

Цель дьявола захватить власть над землей, превратив людей в моральных уродов. А самое главное продлить свое собственное существование, которое однако будет униятожено при Втором Пришествии Христа, Который перед всей вселенной на Голгофе открыл перед всей вселенной истинную суть сатаны.

 

Как изображался дьявол?

 

Первоначально Сатана был скорее абстрактным существом, нежели воплощением зла. Когда он появился в древнееврейском Священном писании (Ветхом завете), он представлял собой противника, агента Бога, который мог иметь либо человеческие, либо ангельские черты. Сатана испытывает, к примеру, честность людей (например, в работе), и лишь во власти Бога ограничить силу Сатаны творить зло.

В Новом завете Сатана стал воплощением зла и стал изображаться как дракон или змей. Все же, несмотря на то, что сила Сатаны была признана, он считался лишь частью целого: он не мог сокрушить Бога и подчинялся ему. Фактически, если бы он смог прямо противопоставить свою власть авторитету Бога, главный принцип единобожия был бы нарушен. В иудаизме и христианстве нет места для равного противостояния добра и зла. (Дуализм в древности возник в персидской религии зороастризм, в манихействе и гностицизме).

В христианстве Сатана изображается как искуситель, порицатель, исполнитель наказания и предводитель падших ангелов, который будет в конце концов повержен с наступлением царства Божьего.

Ислам разделяет некоторые концепции христианства относительно Сатаны. Сатану можно найти в Коране под именем аль-Шайтана (демона), считающегося искусителем. Он также ассоциируется с низменным в человеке, с его похотью и обладает силой сбивать людей с пути, маскируя свою внешность, заставляя людей творить зло.

В библейской литературе Сатана и змей часто взаимозаменяемы, особенно в апокалиптической литературе. Однако в 3-м в. христианский философ Ориген полностью установил взаимосвязь между Сатаной и змеем и в последующие века змей считался либо инструментом Сатаны, либо его воплощением.

Однако Сатана является не только символом смерти и зла. В фольклорных традициях иудо-христианства и ислама, где его обычно изображают "рогатым", он ассоциируется с плодородием и сексуальными культами, а также с практикой колдовства. Так, Сатана давал целительную силу ведьмам, проводившим ритуалы шабаша в течение многих веков по всей Европе.

Образ Сатаны нередко вдохновлял писателей, поэтов, художников и музыкантов на протяжении всей истории искусства. Есть множество вымышленных историй о путешествиях в подземное царство Сатаны, о сделках с Дьяволом, об одержимости и изгнании бесов.

В этих историях развивалась концепция роли Сатаны, отражая философские воззрения человечества. Хотя его обвиняли в распространении зла на земле, что вело к резне и разрушению, он в то же самое время являлся и вдохновителем художников в их творческом порыве. 

 

Добавить комментарий