TwitterFacebookPinterestGoogle+

Кто был богом неба и небесного света у древних индийцев?

Дьяус (санскр. Dyaus — небо, день) — в ведической религии: божество дневного неба и небесного света, муж Притхиви, отец Ушас, Ашвинов, Агни, адитьев, марутов, ангирасов.

 

Дьяус — одно из древнейших божеств ведического пантеона. Самый ранний из дошедших до нас памятников индийской литературы — «Ригведа» («Книга гимнов») — отражает мифологию и культы арийских племен, пришедших в Индию в середине и в конце II тысячелетия до н.э. Это один из самых ранних мифологических текстов индоевропейских народов, и в нем мы находим отголоски древнейших представлений, восходящих ко времени индоевропейского единства. Особенно много общих черт (сохранившихся от эпохи пребывания арийских и иранских племен на единой территории) в мифологических системах «Ригведы» и древнеиранской «Авесты».

 

В пантеоне древних ариев, видимо, уже очень рано выделился, как и в античной мифологии, образ бога-отца, верховного повелителя прочих божеств, отразивший в мифологическом аспекте черты патриарха — главы рода в человеческом обществе. У греков это Зевс, у ариев — Дьяус, бог неба и небесного света. Имена этих богов — одного происхождения, Dyaus pitar («Дьяус-отец») и Zeus pater («Зевс-отец») восходят к одному индоевропейскому корню, так же, как и латинский Diespiter, Jupiter, скандинавский Тиу (Тюр). Дьяус воспевается в нескольких ранних гимнах «Ригведы» вместе с Притхиви, богиней земли. Дьяус и Притхиви, Небо и Земля, рассматриваются в этих гимнах как прародители всего живого, — идея, восходящая к древнейшим мифологическим представлениям человечества.

 

Однако уже в «Ригведе» отражен культ Дьяуса на стадии угасания, и он вскоре совершенно исчезает из ведийского пантеона. В гимнах более позднего слоя верховным божеством выступает Варуна, грозный судия и каратель людских грехов, напоминающий, по мнению некоторых исследователей, Бога-отца Ветхого Завета, но и он еще в пределах мифологии «Ригведы» отодвигается на второй план, уступая место главы пантеона Индре.

 

В индуизме Дьяус совсем исчезает из пантеона и появляется только эпизодически в «Махабхарате» как второстепенный бог группы васу,  олицетворений природных явлений, где он отождествляется с Прабхасой — «Сиянием». Земным воплощением Дьяуса считается Бхишма, один из героев «Махабхараты».

 

Добавить комментарий