TwitterFacebookPinterestGoogle+

Как относятся к эротике и порнографии различные религии?

Отношение к эротике в различных религиях

  • Древние языческие культы плодородия, связанные с образом Богини-Матери, часто включали в себя сексуальные обряды и оргии.
  • В индуизме существует весьма широкий спектр отношения к эротике — от сурового аскетизма до ритуальной храмовой проституции и тантра-йоги. Единение мужчины и женщины воспринималось как главный принцип Вселенной, а вселенское единство микро- и макрокосмоса считалось достижимым во время полового акта. Согласно некоторым течениям индуизма, знание о любви и сексе имеет божественные истоки и состоит из 100 000 источников, разработанных Праджапати — творцом Вселенной. Иллюстрациями служили рельефы индуистских храмов (например, в Кхаджурахо), а в более поздние времена — миниатюра. В древности женское тело драпировалось в плотные складки ткани, потом драпировки на статуях становятся менее ощутимы и, наконец, вовсе падают. Скрытая эротика уступает место явной: храмы Х–ХI вв. украшаются фигурами нагих любовников, слившихся в объятиях. Эта эротическая скульптура вызывала горячие нападки и находила не менее горячих защитников. Указывалось, что эротическая скульптура в храме является проверкой искренности верующего, его способности видеть священное в любом облике; что эротические культы имеют древние корни; что есть поверье, согласно которому скульптурная пара любовников предохраняет храм от молнии, урагана и других стихийных бедствий и т.п.
  • В буддизме отношение к эротике было столь же пёстрым: от аскетического её отвержения до практик откровенно эротического тантрического буддизма.
  • Наиболее остро вопрос запретности вожделения поставлен в Библии, в Десяти заповедях Моисея, одна из которых запрещает желать жену ближнего своего: «Не прелюбодействуй; не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20: 14:17). В традиционном иудаизме супругам запрещено думать о ком-то другом во время полового акта. Если они это делают, то, по сути, разрушают предоставленный Всевышним дар человеческой близости. Так как цель секса — укрепление и поддержание эмоциональной близости между мужем и женой, разрешено все, чего бы ни захотелось паре, если это не умаляет их страсть друг к другу. Современный иудаизм проводит границу между эротикой и порнографией. Считается, что можно использовать различные эротические приемы, которые заставляют сосредотачиваться на своей второй половине — примером может служить жена, покупающая эротичное нижнее белье, чтобы возбудить и стимулировать своего мужа; то же самое иногда говорят и в отношении эротических игрушек и устройств, позволяющих паре расширить поле эротических игр. Однако любая форма откровенного сексуального материала, который заставляет мужа или жену обращать внимание на кого-то другого или что-то другое, кроме них двоих, считается некошерным. Это вызывает сексуальное возбуждение, которое является самоцелью, а не способом достижения глубокой близости и возбуждения двух верных друг другу партнеров. Когда муж разглядывает тело другой женщины, а потом занимается любовью со своей женой, он отдаёт жене своё тело, однако сердце и свои мысли он отдает образу на странице журнала или на телеэкране, т.е. использует свою супругу для мастурбации. Иудаизм не одобряет порнографии. Всё, что мешает супругам думать друг о друге, унижает вторую половину. Если, занимаясь любовью, муж и жена смотрят порнографический фильм, они сосредотачиваются на нём как на источнике возбуждения, а не друг на друге; источником их страсти начинают служить внешние образы. В этом отношении откровенные журналы и фильмы уподобляются супружеской неверности.
  • Христианство. Общий новозаветный принцип: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Фес. 5:21). Христианство, за исключением крайне либеральных течений, исходит из предпосылки, что сексуальность — это прямой и кратчайший путь к удовлетворению полового желания, дарованного Богом, а эротика — это обходные пути, подчас заводящие далеко от природной цели. Подобное мнение разделяет и католический монах Ксаверий Кнотц из Польши — автор нашумевшей книги «Секс, о котором вы не знаете: для женатых пар, которые любят Господа». «Экономика» сексуальности основана на простой эквивалентности: что накапливается, то тратится; разрядка-оргазм приводит организм в состояние баланса. То, что в сексуальности служит лишь средством, в эротике становится целью: культивация самого наслаждения. Это может достигаться по крайней мере двумя противоположными способами: тратить больше, чем накапливается, или накапливать больше, чем тратится. Соответственно можно выделить два основных типа эротической чрезмерности, «эротомании»: сладострастие и разврат. Сладострастие — это накопление удовольствий, «вбирание» их в себя, питание наслаждениями. Разврат — это расточение и опустошение себя. Сладострастие и разврат не приличествуют святым, т.е. верующим. Христианство не считает обнаженную женскую натуру греховной, но говорит об уместности её созерцания только в Богом установленном институте брака.
  • Большинство учителей ислама открыто заявляют, что и эротика и порнография — различные названия одного и того же. В Коране сказано, что «порядочные женщины — благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах» (Коран, 4:34). Здесь речь идет в первую очередь о сохранении в тайне интимных отношений. Одно из требований ислама — «охранять свои части тела» (24:31). Коран предписывает избегать участия в подобном запретном деянии, в том числе и в качестве зрителя или читателя: «О вы, которые уверовали, защитите себя истинной верой и не следуйте по стопам шайтана, который ведет вас к распространению мерзости и грехов. Тот, кто следует по стопам шайтана, ослушивается Аллаха, ибо шайтан повелевает великие грехи и гнусность» (24:21). В этой же суре говорится о необходимости не смотреть на запретные, обольщающие части тела представителей противоположного пола: «И скажи [женщинам] верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно на них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям… [и родственникам, за которых им запрещено выходить замуж], … или своим женщинам [мусульманкам]» (24:31) . Сексуальные отношения дозволены только в браке, «а кто возжелает сверх того, преступают дозволенное» (Коран, 23:7). В исламе существует специальное понятие — «аурат»: части тела, согласно каноническим предписаниям, подлежащие обязательному прикрытию; то, что не должно быть открыто глазу других людей. В книгах представителей ханафитского мазхаба (школы) оговаривается, что «если взгляд на лицо и кисти рук посторонней женщины приводит к сладостному наслаждению (шахват), то смотреть на них запрещено». Теологи маликитского мазхаба пишут: «Ауратом женщины перед взором чужого для нее мужчины (т.е. человека, за которого она может выйти замуж по причине отсутствия кровного родства) является всё её тело, за исключением лица и кистей рук. Они (эти части тела) не являются ауратом» (с этим мнением согласны и ученые шафиитского мазхаба). Известный ученый маликитского мазхаба ас-Сави в своем комментарии добавляет: «На эти две части тела — лицо и кисти рук — разрешается смотреть при условии отсутствия сладостного наслаждения у смотрящего. В противном случае такой взгляд запретен (харам)». По этим определениям эротическое искусство подпадает в область запретного.

Добавить комментарий