TwitterFacebookPinterestGoogle+

Что такое Новруз (Now ruz)?

Новруз, Навруз (перс. Now ruz — новый день) — праздник Нового года по астрономическому солнечному календарю у ираноязычных народов и ряда других народов Евразии.

 

Вот неполный список вариантов названия этого праздника в разных языках: Науроз, Навруз, Ноуруз, Нооруз, Наурыз, Наврез (тадж. Навруз, узб. Navroz, азерб. Novruz, туркм. Nowruz, каз. Наурыз, кирг. Нооруз, тат. Неуруз, курд. Newroz, тур. Nevruz, крымскотат. Navrez, башк. Неуруз, чуваш. Нарâс). Также он отмечается под местными названиями на других языках.

 

Праздник уходит корнями в до письменную эпоху истории человечества. Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза — это священная книга зороастрийцев «Авеста». Официальный статус Навруз приобрел в персидской империи Ахеменидов как религиозный праздник зороастризма, его продолжали повсеместно отмечать и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени.

 

По тюркским легендам, в этот день тюрки спаслись из окружения, выйдя из Эргенекона (территории, окруженной горами). Поэтому Навруз был принят тюркскими народами как начало Нового года и отмечается до настоящего времени.

 

В Средние века мусульманские богословы, не сумев искоренить народный праздник, внесли в него некоторые исламские компоненты, привязав к Наврузу дни святых и обряды в их честь. В общем, этот яркий народный праздник, веселый щедрый на сюрпризы и подарки, обозначает начало года и пробуждения природы.

 

В современную эпоху праздник отмечается в дни весеннего равноденствия. 30 сентября 2009 г. Навруз был включён ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, а в конце февраля 2010 г. 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта Международным днем Навруза.

 

В настоящее время Навруз отмечается как государственный праздник: 21 марта в Иране, Азербайджане, Албании, Афганистане, Грузии (объявлен национальным праздником в 2010 г.), в иракском Курдистане, Индии, Киргизии, Македонии, Турции, Туркменистане и в Узбекистане — а также 3 дня в Казахстане (с 21 по 23 марта) и 4 дня в Таджикистане (с 22 по 25 марта). Навруз также празднуется на местном уровне в Татарстане и Башкортостане.

 

Как справляют Навруз

 

Примерно за две недели до праздника на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5–7 сантиметров и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз — чтобы стать основой для праздничного блюда. Примерно за неделю до Навруза хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Обязательно стирается одежда. Еще в древности неделя перед Наврузом считалась посвященной душам предков. Предков поминали, делая им подношения и прося у них помощи в будущем году, защиты от бед. С древних времён до наступления Навруза у восточных народов принято убираться в домах и рассчитываться с долгами.

 

Навруз — время гаданий. Особенно увлекаются этим девушки, которые в этот вечер бросают через голову ботинок и по направлению его носка определяют — останутся они в родительском доме еще на год или переедут в дом суженого. Кроме того, в праздничный вечер с наступлением Навруза принято подслушивать разговоры соседей через окна или двери и в зависимости от услышанного приятного или неприятного разговора определять, насколько удачен или неудачен будет наступающий год как для подслушивающих, так и для хозяев.

 

Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья собирается за освещенным столом. Обязательно на столе должны быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с арабской (и персидской) буквы «син» («хафт-син»):

  • сенджед — маслины, символ любви;
  • сиб — яблоки, символ красоты и здоровья;
  • сир — чеснок, символ медицины;
  • саману — хлебный пудинг, символ достатка;
  • сабзи — зелень (проросшее зерно), символ возрождения природы;
  • серке — уксус, символ мудрости и терпения;
  • сомаг — сумах (плоды дерева Rhus cotinu), символ рассвета.

У некоторых народов в этот список вместо саману и сомага входят семена руты — сипанд и черные косточки — сиахдане. Кроме того, на стол ставится зеркало и зажигают по числу членов семьи свечи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательны большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Ныне эта символика утеряна, но традиция осталась.

 

Готовится плов. Но главными на столе будут гуджа (у некоторых народов — халим или халиса и сумалак (сумаляк, саману). Эти блюда готовятся раз в год и только на Навруз. Начинают их готовить с вечера. Все женщины в большой семье, а в городах — соседки, собираются у огромных котлов, по очереди беспрерывно помешивая в них, чтобы блюдо не пригорело. Гуджа готовится из семи видов злаков с добавлением мяса, причем все разваривается до состояния однородной массы. А сумалак — это халва, приготовленная из проросшей пшеницы с небольшим добавлением муки и сахара. Утром каждая женщина отнесет домой свою долю от общего котла — до следующего Навруза.

 

Пришедшим гостям хозяин протягивает блюдо с едва проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого. На улицах выступают артисты: и профессиональные, и самодеятельные. Звучат шутки, соревнуются острословы, выступают клоуны-масхарабозы, звучат песни. А когда наступает вечер, на улицах зажигаются многочисленные костры и через них прыгают все желающие. До позднего вечера продолжается веселье и смех, а утром праздник продолжается, хотя уже и не с той пышностью, а просто в домашнем кругу.

 

В Узбекистане перед торжеством выбирают хозяйку праздника — Бахор-ханум — Весну. Это должна быть красивая, работящая, весёлая и умная девушка. На другом конкурсе выбирается Дехкан-бобо — дед-Земледелец. Им может быть аксакал (старейшина, почтенный человек) и молодой человек. На третьем конкурсе выбирается — Момоер — Земля. Трое главных героев праздника одеваются в красочные национальные одежды и открывают праздник: они объезжают улицы на украшенной цветами машине в сопровождении музыкантов и приглашают всех на главную площадь города.

 

По старинной традиции каждый участник праздника должен выполнить три условия: посадить цветы и не менее трех саженцев деревьев; настроить себя на добрые дела и радость, помириться с тем, с кем был в ссоре; а также стремиться жить по-новому, честно и достойно.

 

В Иране празднование длится обычно в течение 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Новруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахръяран-Новруз («шахский Новруз»), а тринадцатый день — как Сизда-бедар («Тринадцатое вне дома»). Люди вместе со своими родственниками проводят 13-й день весны на природе, как бы примиряясь с ней. И таким образом связанные с наступлением Нового года празднества заканчиваются посещением вечно живой природы и размышлением о знамениях сотворения.

 

См. также на Геноне:

  • Как отмечают праздник «Наурыз мейрамы» в Казахстане?

Добавить комментарий