TwitterFacebookPinterestGoogle+

Какая техногенная катастрофа была самой крупной в мире?

Крупнейшей техногенной катастрофой в истории считается авария на химическом заводе американской компании Union Carbide в городе Бхопал, Индия. Авария случилась в ночь со 2 на 3 декабря 1984 года. Завод производил препараты для уничтожения насекомых, в частности, инсектицид под названием «Севин», в состав которого входил метилизоцианат — токсичное химическое соединение, практически любой контакт с которым приводит к серьезным последствиям для здоровья человека. 

Метилизоцианат способен проникать в организм через дыхательные пути, органы пищеварения и даже через кожный покров. Соприкосновение с соединением в высокой концентрации приводит к тяжелому поражению легких и смерти. 3 декабря 1984 года бхопальский химзавод выбросил в атмосферу 42 тонны ядовитых паров метилизоцианата.

Причина аварии до сих пор не установлена. По официальной версии, выброс токсичного вещества произошел в результате перегрева одного из трех резервуаров завода, в которых содержался метилизоцианат. Однако что именно привело к нарушению температурного режима, выяснить так и не удалось.

Ядовитое облако расползлось на несколько километров от предприятия. В зоне бедствия оказались жилые районы Бхопала, несколько больниц и железнодорожный вокзал. По официальным данным, в первые дни после аварии в окрестностях бхопальского завода погибли почти 4 тысячи человек (BBC News сообщает о неофициальных оценках 7-8 тысяч погибших в первые дни аварии, встречаются и еще большие цифры). 

Работа медиков по оказанию помощи попавших в зону заражения осложнялась тем, что, по некоторым данным, Union Carbide в течение первых дней отказывалась раскрыть формулу «Севина» под предлогом сохранения коммерческой тайны. Люди продолжали погибать. Только по официальным данным в последующие месяцы число погибших от отравления парами метилизоцианата выросло до 15 тысяч человек. 

Организации, занимающиеся защитой прав пострадавших и родственников погибших, говорят, что общее число жертв, возможно, превышает 25-30 тысяч. Общее количество пострадавших оценивается в 500 тысяч человек — многие до сих пор страдают от хронических заболеваний, вызванных выбросом ядовитых паров. Официальные данные говорят о 100 тысячах пострадавших. Индийское правительство отказывается признавать пострадавшими в результате Бхопальской катастрофы детей, рожденных в окрестностях Бхопала в первые годы после аварии, многие из которых страдают врожденными хроническими заболеваниями.

Даже исходя из официальных данных авария на бхопальском химзаводе стала самой крупной техногенной катастрофой в истории человечества. Для сравнения — общее число жертв катастрофы на Чернобыльской АЭС оценивается в 3940 человек.

 

В 1987 году руководство Union Carbide в рамках внесудебного урегулирования выплатила жертвам аварии компенсацию в размере 470 миллионов долларов. В 1999 году Union Carbide вошла в состав Dow Chemical, которая не считает себя ответственной за катастрофу. В декабре 2009 года, в 25-ую годовщину катастрофы, компания распространила заявление, в котором говорилось, что выплата денег должна была удовлетворить все будущие жалобы.

 

Денег, выплаченных Union Carbide, хватило на то, чтобы выплатить по 1-2 тысячи долларов семьям погибших и лишившихся трудоспособности. По оценкам властей, на месте, где стоит теперь уже заброшенный бхопальский химзавод, до сих пор сосредоточены десятки и даже сотни тонн ядовитых веществ. Однако уборкой токсичных отходов правительство не занималось, утверждая, что непосредственной опасности для проживающих в районе людей они не представляют. При этом до 30 тысяч человек зависят от водоемов, зараженных в результате выброса метилизоцианата.

 

7 июня 2010 года индийский суд приговорил семерых виновников в этой трагедии к двум годам тюремного заключения каждого. Бывший генеральный директор Union Carbide Уоррен Андерсон после катастрофы укрылся в США. Сейчас ему 80 лет. В деле он изначально фигурировал в числе обвиняемых, но в приговоре его имя не упоминается. По сообщениям американской прессы, уходя в отставку в 1986 году, он заявил, что авария на заводе произошла в результате диверсии.

 

Добавить комментарий