TwitterFacebookPinterestGoogle+

Что такое табу?

Табý (полинезийск., букв. — запрет) — в родоплеменных верованиях и культах: магический запрет. Антропологический термин, который обозначает выведение в особое положение объекта или человека либо абсолютное запрещение некоторого рода действий на том основании, что в противном случае произошло бы нарушение всей системы ценностей данной культуры; объект является табу, если к нему нельзя прикасаться, действие является табу, если о нем, по понятиям данной культуры, «нельзя даже думать».

 

Табу представляют собой негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Возникли и сформировались на социальной, магической и религиозной основе в период первобытного общества, в котором они регламентировали и регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.). Совокупность табу, налагаемых жрецами и вождями, охватывала различные стороны жизни и распространялась на слова (запрет произносить имена людей, покойников, духов, богов, названия животных и пр.); людей (женщин, воинов, правителей и др.); тело человека и части тела; общение, сексуальные и брачные отношения, разнообразные формы и виды поведения, действия обыденной жизни (обнажение лица, выход из жилища и пр.); пищу и питье; животных, растения, различные предметы и символы предметов (землю, оружие, амулеты и т.д.), посещение тех или иных мест и мн. др.

 

Согласно существовавшим суевериям и традициям, нарушение запрета влекло кару сверхъестественных сил (в виде порчи, болезни или смерти) и разнообразные социальные санкции со стороны сообществ и их лидеров. В первобытные и последующие времена табу выступали как средство социального контроля и социального управления. В процессе исторического развития часть трансформировавшихся табу вошла в виде различных представлений (например, о грехе), ценностей и норм (например, запрет на изображение человека в исламской культуре и т.д.) в мораль, религию, право и обыденную жизнь людей. Считается, что табуирование как обычай впервые было отмечено в 1771 г. Дж. Куком у аборигенов островов Тонга (Полинезия) во время кругосветного плавания.

 

В ряду концепций, объясняющих существенные моменты происхождения, содержания и функционирования табу наибольшим влиянием пользуются:

  • магическая (рассматривающая запреты как негативную форму практической магии, отличающуюся от колдовства как позитивной формы магии — Фрэзер и др.);
  • религиоведческая (объясняющая табу как «священные законы» и запреты, связанные с верованиями в духовных существ — Тайлор и др.);
  • психологическая (дающая психоаналитическую трактовкутабу как выражения амбивалентных состояний и отношений, и подчеркивающая рольтабу как формы первобытной морали и одного из «пусковых механизмов цивилизации» — Фрейд и др.);
  • антропологическая (истолковывающаятабу как форму социального контроля — Малиновский и др.) и их различные версии и комбинации.

Отсюда, в расширенном понимании, любое действие, запрещенное авторитетом или социальными нормами, может рассматриваться как «табу». В психоаналитической литературе наиболее часто упоминаются табу инцеста и табу убийства тотемного животного (кроме церемониальных случаев).

В классическом виде система табу была обнаружена этнографами в Полинезии, затем ее аналоги были открыты в религиозных представлениях других стран и народов. Объектами табу могли быть вещи, животные, люди, слова, действия итабуп. Некоторые из этих объектов считались священными, другие — «нечистыми». Согласно представлениям людей архаической культуры, соприкосновение как со священным, так и с «нечистым» грозило наказанием, которое исходит от чудодейственной силы, духов или божеств.

Табу были одним из главных механизмов регулирования социальных отношений. Половозрастные табу исключали половые связи между близкими родственниками, пищевые табу определяли характер пищи, которая предназначалась детям, старикам, вождю, воинам. Другие табу гарантировали распределение прав и обязанностей между членами общины, неприкосновенность жилища и т.д.

По мере развития общества и социальной дифференциации система табу используовалась для укрепления могущества и власти племенной верхушки. В дальнейшем значительная часть табу вошла в развитые религии в форме религиозных, правовых и нравственных запретов.

 

Добавить комментарий