TwitterFacebookPinterestGoogle+

Когда лучше начинать обучение английскому языку?


Многих родителей волнует именно этот вопрос: когда лучше начинать обучение английскому языку? В семь лет? В пять? В три года? А может, пораньше? Есть и откровенные противники раннего (дошкольного) обучения. Существует мнение, что иностранный язык в дошкольном возрасте «сбивает с толку», отрицательно сказывается на его психическом развитии. «Какой английский? Пусть сначала русский выучит!» — нередко приходится слышать от родителей дошкольников. А ведь когда-то знание 2–3 языков было нормой. И люди овладевали языками именно в раннем детстве. Что касается психического развития детей, то изучение иностранного языка не только не мешает, но и наоборот способствует развитию ребенка. Есть тому и научные доказательства, подтвержденные экспериментами.

Начинать обучение ребенка нужно именно в дошкольном возрасте, так как в этот период ребёнок находится в процессе овладения родной речью. Давно известно, что ребенок овладевает речью не механически, а проводит сложные «мыслительные операции» — анализирует, выводит правила, классифицирует и обобщает. Всё это бессознательно, конечно. И доказательством того служат так забавляющие «ошибки» и неправильности детской речи. Механизмы овладения языком включаются с момента рождения ребенка и попадания его в языковую среду и действуют до полного овладения речью, которое заканчивается к 7–8 годам. Если в этот период ребёнок имеет контакт еще с одним языком — иностранным, то овладение им происходит аналогично овладению родным языком, то есть легко и естественно. Опыт показывает, что младшие дошкольники быстрее и легче овладевают фонетикой иностранного языка, чем старшие (5–6-летние). Также малышам быстрее удается «принять» иностранный язык как средство общения, тогда как детям постарше необходимо больше времени.

Идеальный способ обучения ребенка иностранному языку с рождения — говорить с ним на этом языке. Понятно, что этот способ доступен не всем, ведь он предполагает совершенное знание языка, и тут также существуют особые моменты, на которые следует обратить внимание.


А если родители не владеют языком в полной мере, или вообще не знают языка? В таком случае есть два способа обучить ребенка иностранному языку: начать изучать язык вместе или обратиться к специалисту. Если выбирать специалиста, нужно постараться «попасть» к человеку, чья специальность связана с дошкольниками. Школьные учителя не всегда подходят. Преподавание иностранного языка в школе, даже в младших классах, существенно отличается от такового для дошкольников. К первому классу у детей уже начинает формироваться логическое мышление и методика преподавания иностранного языка в школе опирается именно на логическое мышление. А в дошкольном же возрасте мышление ребенка совсем другое — наглядно-образное, а у младших — конкретно-действенное. И подход тут должен быть в корне иным.

Обучение с раннего возраста (1 год и ранее)

Если язык, которому собираются обучить ребенка, является родным для одного из родителей, то особых проблем здесь не возникает. Но этот способ обучения мало подходит родителям, для которых выбранный язык является иностранным, пусть даже хорошо изученным. Язык выполняет множество функций. Для ребенка наиболее важна развивающая функция языка. С помощью языка дети получают знания о мире, развитие речи влечет за собой развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления и т.д.), поэтому нужно хорошо взвесить силы, прежде чем пытаться создать ребенку условия, приближенные к условиям естественного билингвизма. Язык — это веками накопленное, сконцентрированное сознание народа, с языком передается картина мира. И если язык не является родным для родителей, будет проблематично удовлетворить все познавательные потребности ребенка. Если родители недостаточно уверены в своих силах, воспользоваться лучше таким способом обучения, где не все время говорить с ребенком на иностранном языке, а только в некоторых ситуациях, в остальное время общаться с ребенком на родном языке.

Чтобы обучать ребенка иностранному языку таким способом, нужно заранее определить ситуации, с которых начинать (например, прогулка, купание, обед и т.д.) и в этих ситуациях говорить с ребенком на иностранном языке. Для начала взять одну или две ситуации, затем через 2–3 недели добавить еще одну, через 2 недели еще, потом можно «убрать» одну ситуацию или заменить ее на другую. Лучше ограничиваться тремя-четырьмя ситуациями одновременно, нужно ведь оставить место и родному языку! Нельзя забывать и о таком вспомогательном средстве обучения, как просмотр детских книжек. Не чтение, а именно просмотр с комментарием и показом. Пока ребенок маленький, подойдут книги и на родном языке, но когда малыш начнет знакомиться с буквами, книги понадобятся на иностранном языке.

При таком способе обучения ребенок также проходит период речевого развития, когда смешивает в одном предложении слова из разных языков. Это нормально, ребенок выбирает те слова, которые легче произносить. Примерно к 4 годам все придет в норму, и малыш будет полностью различать два языка. Конечно, иностранный язык в таких ситуациях обычно уступает родному языку. Но ребенок все-таки овладевает иностранным языком. Насколько — это зависит от родителей. Самое главное, что в сознании ребенка складывается система иностранного языка (аналогично системе родного языка), а это гарантия успешного овладения иностранным языком. 

 

Добавить комментарий