TwitterFacebookPinterestGoogle+

Какие есть морфологические способы образования слов?


Основные способы словообразования

 

Новые производные слова в русском языке образуются четырьмя основными способами:

 

1) морфологический способ (с помощью слово­образовательных морфем — приставок, суффиксов и др.);
2) лексико-синтаксический способ (сращение (слияние) словосочетания в одно слово);
3) морфолого-синтаксический способ (переход из одной части речи в другую);

4) лексико-семантический способ (распад многозначного слова на омонимы).


1. Морфологический способ (образование новых слов с помощью словообразовательных морфем) — самый распространённый в современном русском языке. При морфологическом способе образования в производной основе можно выделить производящую основу (основу слова, от которого образовано производное слово) и словообразовательную морфему (приставку, суффикс, постфикс, соединительную морфему).

 

Основные разновидности морфологического способа словообразования

 

Способ словообразования Примеры
1. Приставочный Влить ← лить; неглубокий ← глубокий; беспорядок ← порядок; назавтра ← завтра
2. Суффиксальный Прыгнуть ← прыгать; киевлянин ← Киев; горячо ← горячий
3. Нулевая суффиксация РассказØ ← рассказать; зеленьØ ← зелёный*
4. Приставочно-суффиксальный Безвери[j -э] ← вера; пришкольный ← школа
5. Постфиксальный Купаться ← купать; веселиться ← мвеселить; что-то ← что; где-либо ← где
6. Сложение Лесостепь ← лес, степь; овощехранилище ← овощ, хранилище

*Нулевой суффикс принято обозначать знаком Ø, т.е. значимое отсутствие суффикса при словообразовании способом нулевой суффиксации.

 

См. дополнительно:

  • Что такое приставочный способ образования слов?
  • Какой способ образования слов называется нулевая суффиксация?
  • Что такое суффиксальный способ образования слов?
  • Что такое постфиксальный способ образования слов?
  • Что такое приставочно-суффиксальный способ образования слов?
  • Что такое приставочно-постфиксальный способ образования слов?
  • Что такое суффиксально-постфиксальный способ образования слов?
  • Что такое приставочно-суффиксально-постфиксальный способ образования слов?
  • Что такое сложение как способ образования слов?
  • Какие есть разновидности сложения как способа образования слов?
  • Что такое сложно-приставочный способ образования слов?
  • Что такое сложно-суффиксальный способ образования слов?
  • Как определить способ образования сложного слова?
  • Что такое аббревиация как способ образования слов?
  • Как отличить сложение от сращения?
  • Как отличить сложение от суффиксации?
  • Как отличить сложение от сложения с суффиксацией?

2. Сращение словосочетания в одно слово (лексико-синтаксический способ) — это способ словообразования, при котором происходит соединение, слияние двух или более слов в одно без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных: быстрорастворимый, вечнозелёный.

 

Образованные этим способом слова во всех своих формах полностью тождественны синонимичному словосочетанию: быстрорастворимый кофе кофе, быстро растворимый в воде.

 

См. дополнительно:

  • Что такое сращение как способ образования слов?
  • Как отличить сращение от сложения?

3. Переход из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический способ) — это образование новых слов в результате перехода из одной части речи в другую.

 

Разновидности морфолого-синтаксического способа способа словообразования

 

  Вид перехода Примеры
1. Переход слов других частей речи в существи­тельные Заводская столовая, вкусное мороженое
2. Переход слов других частей речи (обычно причастий) в прилагатель­ные Блестящие способности, изыс­канный вкус
3. Переход слов других частей речи в местоиме­ния Достигнуты определённые успехи, о данном событии
4. Переход слов других частей речи в наречия Надеяться на удачу (существительное с предлогом) — идти наудачу (наречие), по вашему совету (местоимение) — сделаю по-вашему (наречие)
5. Переход слов других частей речи в служебные слова Благодаря подругу (деепричастие) — бла­годаря подруге (предлог), посмотреть вокруг (наречие) — вокруг пруда (предлог)
6. Переход слов других частей речи в междометия Батюшки! караул! (имена существительные переходят в междометия), пли! (форма пове­лительного наклонения глагола переходит в междометие)

Принадлежность такого слова той или иной части речи определяется только в контексте (словосочетании, предложении).

 

В современном русском языке чаще всего прилагательные и причастия переходят в существительные (субстантивация): учащийся, командующий, мороженое, гостиная.

 

См. дополнительно:

  • Что такое переход из одной части речи в другую как способ образования слов?
  • Как отличить переход из одной части речи в другую от суффиксации?
  • Как отличить переход из одной части речи в другую от нулевой суффиксации?
  • Как отличить переход из одной части речи в другую от приставочного способа словообразования?
  • Где найти упражнения к теме «Образование новых слов путём перехода из одной части речи в другую»?

4. Распад многозначного слова на омонимы (лексико-семантический способ) — это такой способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате изменений значений уже существующих слов. С течением времени разные значения многозначного слова могут утратить смысловую связь друг с другом и превра­титься в самостоятельные слова-омонимы. Например:

  • титан —

1 гигант, вступивший в борьбу с врагами;

2 большой водонагреватель;

3 серебристо-белый твёрдый металл;

  • губка —

1 пористый остов некоторых видов беспозвоночных животных, хорошо впитывающий влагу и употребляющийся для мытья;

2 пористое, упругое изделие из резины, поролона, служащее для мытья;

  • удел —

1 область, управляемая князем-феодалом в древней Руси;

2 судьба, участь.

 

5. Анализ примеров.

  • Существительное силач образовано от существительного сила с помощью суффикса —ач. Это суффиксальный способ словообразования. На письме образование слова силач можно оформить следующим образом:

силач ← сила (суффиксальный способ).

  • Глагол шагнуть образован от глагола шагать с помощью суффикса —ну-. Это суффиксальный способ словообразования. При образовании глагола шагнуть производящая основа шага— усекается — шага-. На письме образование слова шагнуть можно оформить следующим образом:

шагнуть ← шагать (суффиксальный способ).

  • Наречие невдалеке образовано от наречия вдалеке с помощью приставки не-. Это приставочный способ словообразования. На письме образование слова невдалеке можно оформить следующим образом:

невдалеке ← вдалеке (приставочный способ).

  • Наречие по-флотски образовано от прилагательного флотский с помощью приставки по— и суффикса —и. Это приставочно-суффиксальный способ образования. На письме образование слова по-флотски можно оформить следующим образом:

по-флотски ← флотский ( приставочно-суффиксальный способ).

  • Существительное мореплаватель образовано от существительного море и глагола плавать путём сложения основ с помощью соединительной гласной е и присоединения суффикса -тель. Это сложение с суффиксацией. На письме образование слова мореплаватель можно оформить следующим образом:

мореплаватель ← море, плавать (сложение с суффиксацией).

  • Прилагательное долгоиграющий образовано в результате сращения (слияния) причастия играющий и зависимого от него наречия долго: пластинка, играющая (сколько? как долго?) долго, долго играющая пластинка. На письме образование слова долгоиграющий можно оформить следующим образом:

долгоиграющий ← долго играющий (сращение). 

  • Существительное гостиная образовано от прилагательного гостиная путём перехода из одной части речи в другую. На письме образование слова гостиная  можно оформить следующим образом:

гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) — переход из одной части речи в другую.


Добавить комментарий