TwitterFacebookPinterestGoogle+

Как можно с помощью пения оценить уровень развития музыкального слуха?

Музыкальный слух способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними.

 

Еще одно определение — совокупность врождённых способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и др. виды слуха).

 

Виды музыкального слуха:

  • Абсолютный слух. Способность узнавать по слуху любую ноту (до, ре, ми и т.д.) и воспроизводить ее голосом без предварительной настройки. Это относится и к звукам, исполняемым не только на музыкальных инструментах (сирена, телефонный звонок, стук по металлической трубе и т.д.). Абсолютный слух — дар природы, но обнаруживается только в результате занятий музыкой — изучения нот и игры на музыкальном инструменте. Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас известны методики развития абсолютного слуха.
  • Относительный слух. Отличается от абсолютного тем, что для определения или пропевания нот на слух необходима настройка — звук или аккорд, относительно которого мысленно будет выстроен звукоряд. Развивается в процессе обучения музыке.
  • Мелодический слух. Способность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом. На более высоком уровне развития — записывать нотами. Развивается в процессе обучения музыке.
  • Гармонический слух. Способность слышать гармонические созвучия — аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре. Возможно его развитие даже при начальном отсутствии такой способности.
  • Внутренний слух. Внутреннее представление правильного звуковысотного интонирования, без воспроизведения голосом.
    Внутренний слух, некоординированный с голосом. Начальный уровень.
    На практике выражается в подборе мелодии, возможно с аккомпанементом, по слуху на инструменте или понимании ошибок на слух в изучаемом произведении.
    Внутренний слух, координированный с голосом. Профессиональный уровень. Результат серьезных занятий сольфеджио. Предполагает слышание и предслышание нотного текста и возможность работы с ним без музыкального инструмента. Развивается в процессе обучения музыке.
  • Предслышание. Мысленное планирование внутренним слухом будущего чистого звука, ритмической фигуры, музыкальной фразы. Используется, как профессиональный прием в вокале и для игры на всех музыкальных инструментах.

Уровни развития музыкального слуха, выражаемого в чистом пении

     1. Клинический — отсутствие такового (5%)
     2. Внутренний. Не выражается в пении.
     3. Способность "подтягивать" мелодию за другими поющими или под игру мелодии на инструменте.
     4. Способность чисто петь только под аккомпанемент, имея под мелодией аккордовую базу и начальный звук мелодии.
     5. Способность чисто петь, не имея гармонической и мелодической помощи.
     6. Способность чисто петь самостоятельно в двух- и многоголосии.

 

Добавить комментарий