TwitterFacebookPinterestGoogle+

Кто такие орки?

[Внимание! Данная статья посвящена обсуждению вымышленных мифологических и фантастических существ.]

 

Орки

Орки (англ. Orcs) — вымышленная раса в произведениях жанра фэнтези и в компьютерных играх. Орки имеют большое сходство с гоблинами и входят в число «стандартных» рас в фэнтези.

 

Впервые слово «орк» употреблено Джоном Толкиеном в его произведениях о Средиземье и было синонимично «гоблину». Слово «orc» происходит из староанглийского языка, где означает великана или демона. Сам Толкиен утверждал, что взял его из средневековой поэмы «Беовульф», где оно применяется к гигантскому чудовищу Гренделю. В поздних письмах и некоторых неопубликованных работах Толкиен писал это слово как «ork». Также в древнеримской мифологии упоминался демон подземелий по имени Орк (Orcus).

Орки Средиземья были злобным народом, подчинявшимся Тёмному властелину и составлявшим его орды. Это была низкорослая темнокожая раса, созданная из самых кровожадных животных и замученных эльфов. При их создании Тёмный властелин — Моргот — допустил ошибку, роковую для орков и троллей. Их создание происходило в темноте, поэтому орки, хоть, в отличие от троллей, и не каменеют, но сильно слабеют на свету. Впоследствии этот изъян был исправлен Саруманом, создавшим разновидность урук-хай.

 

В дальнейшем орки как отдельная от гоблинов «злая» раса стали популярны в романах фэнтези и играх, построенных на их основе. Традиционное описание орка в современных произведениях фэнтези заметно отличается от гоблинов Толкина и происходит, в основном, из правил настольных игр D&D и Warhammer. Орков описывают как высоких, сильных, воинственных существ с оливково-зелёной кожей, большими клыками и плоскими, как у обезьян, носами. Их часто наделяют варварской культурой и стереотипной атрибутикой викингов или представителей кочевых народов (например, бедуинов или монголов), часто в сочетании с элементами культуры индейцев, а в игре Warcraft III некоторые лидеры орков даже напоминают самураев и носят имена, похожие на японские. Среднестатистический орк выглядит, как очень сильное существо, противостоять которому может только очень сильный и искусный людской воин.


Традиционно орки выступают как антагонисты эльфов, им приписываются различные негативные характеристики: кровожадность, скудоумие, воинственность, коварство, вероломность и т.д. В большинстве случаев, опасность, исходящая от орков, заключалась в их количестве, силе и ярости, а не в воинском умении. В некоторых сеттингах, таких как «Готика», орки — антагонисты людей.

В последнее время, как в литературе жанра фэнтези, так и в компьютерных играх, стереотип орков как «монстров» часто нарушается, и раса предстает в более положительном свете. Например, в World of Warcraft орки предлагаются игроку в качестве одной из рас, за которые можно играть; в играх серии The Elder Scrolls, Morrowind и Oblivion орки выступают как достаточно дружелюбные существа, не отличающиеся морально от других рас, за них также можно играть, хотя они по прежнему имеют варварскую культуру и атрибутику. В Heroes of Might and Magic V: Tribes of the East орки с тюрко-монгольской культурой, предстают в виде самых заклятых врагов демонов и являются, в целом, положительными персонажами. В литературе орки впервые выступили положительными существами в орочьем цикле романов Стэна Николса.

 

Гоблины

 

Гоблины — волшебные существа в английском фольклоре. Исторически понятие «гоблин» близко славянскому понятию «бес»: это низшие духи природы, из-за экспансии человека вынужденные жить в его среде.

Английское слово «goblin» происходит от искажённого немецкого «kobold» (дух шахты, в русской мифологии стуканец), и изначально между этими двумя существами не было различия. Слово «хобгоблин» возникло от соединения «Гоблина» и слова «Хоб», означавшего фею. В Англии хобгоблин выполняет функции домового.

По другой версии слово «гоблин» возникло от греческого слова «гоплит» (древнегреческий тяжеловооруженный пеший воин). Понятное дело, гоплиты и фаланги, образуемые гоплитами, наводили страх на противника; и в народе слово стало обозначать мифологического персонажа — необычайно сильного и страшного.

В современную литературу и массовую культуру гоблины пришли через книгу Джона Толкина «Хоббит», где представляют собой низкорослых подземных существ отталкивающей внешности и агрессивного характера. Хотя сам писатель впоследствии отказался от слова «гоблин», и уже во «Властелине Колец» называл этих существ «орками» (на половину вымышленное им слово, до этого бывшее в ходу в древнеанглийском языке), такой образ гоблинов прижился. В наше время гоблинов чаще всего изображают как «младших родственников» более крупных и агрессивных орков. Характерный образ гоблина в фэнтези — существо маленького роста, неуклюжего телосложения, иногда — с огромным носом, обычно — с зеленоватой кожей, живущее под землёй. Подобно гномам, гоблинам также иногда приписывается страсть к сложным машинам и технологиям паровой эры. Гоблины так или иначе присутствуют в играх серий Warhammer, TES, Gothic, Disciples, R2 Online, Warcraft, Heroes of Might and Magic и других.
 

Кобольды 

 

Кобольд — в мифологии Северной Европы являлся духом шахты. Описание внешности похоже на гнома, однако в отличие от гномов кобольды не занимались горным ремеслом, а лишь жили в шахтах. Иногда их называют стуканцами потому как считается что именно они стучат ногами, бегая по тонелям.

Обычно кобольды одеты как шахтеры, имеют рыжие как огонь (иногда в прямом смысле светящиеся) бороды. Всегда носят с собой лампу. Могут помочь выйти заблудившемуся шахтеру или наоборот завести его в самую темную заброшенную штольню. Сами никогда не покидают шахту, однако могут общаться с крысами и иногда могут отправлять их на поверхность. Боятся солнца и, как большинство подземных жителей, превращаются в камень с первым его лучом.

 

  • Связь с кобальтом
  • При обжиге содержащих мышьяк кобальтовых минералов выделяется летучий ядовитый оксид мышьяка. Руда, содержащая эти минералы, получила у горняков имя горного духа кобольда. Древние норвежцы приписывали отравления плавильщиков при переплавке серебра проделкам этого злого духа. Вероятно, имя злого духа восходит к греческому «кобалос» — дым. Этим же словом греки называли лживых людей.

    В 1735 году шведский минералог Георг Бранд сумел выделить из этого минерала неизвестный ранее металл, который и назвал кобальтом. Он выяснил также, что соединения именно данного элемента окрашивают стекло в синий цвет — этим свойством пользовались ещё в древних Ассирии и Вавилоне. 

     

    Добавить комментарий