TwitterFacebookPinterestGoogle+

Особенности полетов в горах

Каждый парапланерист, на каких бы среднерусских буграх он не обрел свои крылья, всегда будет стремиться в высочайшие горы, потому-что только там можно ощутить вкус высоты летая даже на самом стандартном аппарате без дорогих аэронавигационных устройств.

Полет в горах занятие величавое, но совместно с тем и ответственное. Воздушные потоки тут очень своеобразны. Даже большой опыт горных восхождений не позволяет с большой достоверностью оценивать воздушную обстановку.

От равнинных воздушных течений горные отличаются собственной масштабностью и непредсказуемостью. Роторы поперечником в 10-ки и сотки метров воспринимаются как нисходящие и восходящие потоки умеренной силы. В их просто и стремительно можно утратить триста-четыреста метров высоты и попадание в запланированную точку посадки станет проблематическим. Со склонов сходят тепловые пузыри таковой интенсивности, что порою кажется как будто в купол въезжает на полном ходу паровоз. После чего невольно с пристрастием осматриваешь, что там осталось над головой от параплана.

Высоко над хребтами, огибая окологребневые турбулентные мешанины, рождается ламинарное волновое течение, способное поднять на высоты, где без кислородной маски выжить тяжело, а замерзнуть просто. Для возникновения таких потоков нужен достаточно сильный ветер, потому парапланеристу изловить волну фактически трудно, а планеристы время от времени этим явлением пользуются.

Слетая с верхушки хребта в равнину парапланерист за пару минут может миновать несколько погодных поясов, из зоны нескончаемых снегов попасть в субтропическое лето.

Преодолевая перепад высот в несколько км можно все же длительное время находиться в небезопасной близости от одичавшего и грозного рельефа земной поверхности. Пути ветров в горах очень заковыристы. На расстоянии в несколько сотен метров направление ветра может обменяться на обратное, а штиль смениться ураганом. Я был очевидцем увлекательного явления, когда в ущелье затишье, длившееся ровно 10 минут, сменялось шквалом на две минутки, потом снова затишье и так нескончаемо с точностью хронометра. На последующий денек эти часы кто-то выключил и все было совсем по-другому, хотя глобальное направление и сила ветра над хребтами остались приблизительно прежними.

В горах свойственна послойность горизонтальных перемещений воздушных масс.

Образно это можно сопоставить с реками, текущими одна над другой в разных направлениях. Разбиты такие реки слоем турбуленции, а при столкновении 2-ух потоков рождается вообщем непередаваемый хаос. Не надо естественно мыслить, что все всегда так безвыходно плохо. Нередко полет в горах протекает спокойнее, чем на подмосковном овраге, но уж если попадете вправду в трудные условия борьба идет не на шуточку.

Сложность потоков в горах разъясняется не только лишь очень пересеченным рельефом, да и очень контрастными температурными перепадами. Воздух охлаждается на ледниках и рядом же раскаляется как будто в печи на горах.

Все это содействует турбуленции и в полете часто потряхивает.

Облака в горах не являются признаком восходящих потоков. Обычно правый и левый склоны хребтов прогреваются по-разному, потому при ветре, дующем поперек гребней гор, облака над хребтами могут появляться либо, напротив, таять. Как понятно, облака возникают при столкновении теплого воздуха с прохладным. Если на равнине это происходит при подъеме теплого воздуха (восходящие тепловые потоки) к прохладному на высоте, то в горах теплый воздух может повстречаться с прохладным за хоть каким поворотом ущелья. Воздух, охлажденный на ледниках, как будто лавины скатывается по склонам вниз, создавая необъятные зоны нисходящих потоков. Когда-то при тестировании я стартовал в месте, где высота в несколько сотен метров над рельефом набирается в считанные секунды. Но попав в слив прохладного воздуха наскрести нужной высоты так и не удалось. В протяжении 600 метров по высоте вариометр демонстрировал «минус 6».

Восходящих потоков в горах тоже предостаточно, но научиться эфективно ими воспользоваться тяжело. Самый верный указатель таких потоков — это естественно птицы.

Восходящие тепловые потоки в солнечные деньки формируются над лесными полянами (в особенности у кромки леса), над травянистыми склонами южной экспозиции и над горами. При этом со скал почаще сходят узенькие, рваные, кипящие потоки, обрабатывать которые трудно и неприятно. Над лесистыми склонами отличные термики формируются пореже, так как затененная кронами деревьев почва прогревается подольше.

Вачать полеты в горах лучше с исследования ветровой обстановки на местах старта и посадки, также с опроса знающих пилотов о местах, куда лучше не летать. Плохо летать в одиночку, а летая вдвоем лучше иметь радиосвязь. Найти в горах человека, совершившего аварийную посадку, бывает очень тяжело. С собой, кроме остального, следует взять тридцать-сорок метров вспомогательной альпинистской веревки (поперечником шесть-восемь мм, прочностью до тыщи кг). Она поможет при случае спуститься с дерева, пройти маленький, но неодолимый без веревки участок (горы, крутой лед, бурная река). Для старта лучше избрать более либо наименее горизонтальный участок склона на середине подъема. Если точка старта неподалеку от верхушки хребта, необходимо туда подняться и убедиться, что мягенький ветерок на склон вправду долинный бриз, а не роторный противоток от ветра, дующего из-за горы.

Если горизонтальной площадки для раскладки не нашлось, то при старте с несколько боковым ветром параплан будет валиться вбок, может сдернуть со склона и протащить. При очень боковом ветре поверхность склона нередко индуцирует роторы, способные привести к падению сходу после старта. В один прекрасный момент я летел на малой высоте над лесистым склоном навстречу несильному боковому ветру и за пару минут имел четыре передних подлома фронтальной кромки одно за другим. Каждое подскладывание сопровождалось проваливанием вниз, и я с трудом долетел куда хотелось.

Высоко в горах затрудняет старт рыхловатый снег и разреженная атмосфера. Уже на высоте 3-х км взлетная скорость приметно растет, а каждый неудавшийся старт сопровождается одышкой.

В полете, в особенности на малой высоте, лучше реже воспользоваться средствами перебалансировки купола. Самым неопасным считается полет, когда параплан незначительно держится клевантами. Если сложилась ситуация, что необходимо пользоваться спасательным парашютом, когда происшествия позволяют, лучше не спешить. Если получится возвратить параплан к нормальному полету, можно будет избрать подходящую посадочную площадку, что в горах не всегда просто. Неуправляемый же спуск с запаской на горы, камешки, крутой лед, в каньоны приведет к нехорошим последствиям. Определять наименьшую неопасную высоту внедрения спасательного парашюта приходится на глаз, т.к. парапланерный высотомер не указывает настоящей высоты над определенной точкой рельефа.

Глазомер в горах работает еще ужаснее, чем на равнине. Масштабные ориентиры воспринимаются по-разному под различными углами зрения, а так же зависимо от окружающего фонового рельефа.

Посадочные площадки в горах ограниченные, обычно, ну и на их бываетдостаточно помех (ручьи, камешки и выпуклости). Посадочные скорости в высокогорье завышенные. Потому очень принципиально входить на посадку против ветра. Если ветроуказатель отсутствует, можно попробовать найти ветер по сносу, произведя несколько поворотов над площадкой. Плохо, что метод этот отлично действует уже на малой высоте и при довольно сильном ветре. В общем нужно всегда быть готовым к посадке, напоминающей прыжок на ходу из поезда. Если посадочная площадка имеет уклон, то обычно лучше садиться на уклон ввысь, а не под уклон (в первом случае посадочная дистанция меньше). Помогает заходу на посадку не плохое владение всеми методами ускоренного спуска (исключая крутую спираль, так как посадочная глиссада должна быть упорядоченной и отлично контролируемой). Нередко вокруг площадки приземления имеются высочайшие препятствия — деревья, строения, горы. Потому необходимо уметь неопасно, без свала парашютировать практически вертикально с высоты порядка 10 метров.

В заключение желаю напомнить, что только большой опыт делает приемлемо неопасным сольный полет в больших горах.

Создатель: Кунгуров Олег

Добавить комментарий